Omne manum ex urbe

Власти с региональным сознанием именно так и полагают две тысячи лет: все зло - от города.

Даже в скучной Москве, в глухой тени, отброшенной на мегаполис Большой Кепкой, слегка заискрило. Я не имею в виду сочинения господина Лебедева, в которых, по сравнению с нашими материалами "Московской альтернативы" 99-го года, новизны не заметно. Речь о другом. До последнего времени спазматические протесты горожан против вторжения бравых инвесторов в пространство, которое они привыкли считать своим, не имели ни малейшего политического содержания. Годились единственно для краткого телерепортажа.

Что-то сдвинулось, когда возникли две организации для поддержки ранее разрозненных групп озабоченных москвичей. Одна назвала себя КЗМ - Комитет защиты москвичей, организованный "Яблоком". Другая - КЗПГ, Комитет защиты прав граждан, несколько позже созданный КПРФ и взявшийся за работу вполне профессионально. От имени этого комитета распространяется памятка под названием "Этапы борьбы с градостроительным произволом", подготовленная юристами.

Понятно, конечно, что в основе обеих партийных кампаний борьба за души перед скорыми выборами в городскую Думу, но это не умаляет значение самого факта: от деклараций начинают переходить к действиям.

Занятнее то, что отдельно от партийных затей инициативные группы начали собираться ещё в августе. 16 сентября они провели координационное совещание для выработки общей позиции на встрече с всемогущим Владимиром Ресиным или общей позиции без такой встречи, если она будет сорвана. Собравшиеся решили учредить "Товарищество по самозащите прав москвичей", не замеченное в связях с какой-либо партийной системой.

В самом деле, любопытная складывается ситуация. Впервые на моей памяти в жизни страны столь ярко легализовано её фактическое разнообразие. Государственная дума отказалась перенести актуализацию закона об основах местного самоуправления на более поздний срок, но время и темпы реализации нового закона переданы на усмотрение регионам. А в регионах есть города, в которых началось вызревание городских сообществ. И, как я уже писал, уже случились прецедентные их победы. Не существенно, кто здесь оказывается инициатором: местное начальство, которое хочет сохранить либо упрочить свои позиции, или, напротив, амбициозные лидеры, которые хотят заполучить эти позиции сами. Важно другое. Осознанно или невольно, но они выпускают из бутылок разномастных джиннов, о существовании которых раньше многие и не подозревали.

На этом фоне глубоко специфично положение в экономическом ядре страны - в Московской области и в самой Москве. В области, где есть что делить, при первом шансе на передел во власть косяком потянулись братки, и многие из них преуспели уже потому, что серьёзными для них соперниками на выборах были исключительно люди из той же самой среды. В столице - если оставить в стороне Университетский округ, где речь не о Москве, - ситуация куда пикантнее. Разговоры о грядущих выборах подогреваются пока что единственным сюжетом: новый состав Думы через два года будет голосовать за нового губернатора, которого без всяких оснований продолжают именовать мэром. Эти разговоры затеняют куда более существенную сторону дела, которая неожиданно сблизила Москву с Украиной. Нынешняя московская власть делиться полномочиями не хотела и не хочет. Новый состав Думы в принципе в состоянии изменить Устав Москвы, закрепить за собой реальное управление столичными финансами. Покончить с ситуацией, когда едва ли не половина средств имеет внебюджетную природу, т.е. представительной власти неподконтрольна. От нового состава городской Думы будет зависеть - обретет мегаполис муниципальную структуру или нет.

Это куда важнее имени нового губернатора. От состава Думы будет также зависеть то, станет ли вообще структура управления в мегаполисе предметом серьёзного обсуждения.

Вот, скажем, какой-нибудь Норильск, при скромных своих габаритах завязанный узлом специфических проблем, отделил-таки, обособил функции главы города от функций сити-менеджера. Крупные и даже средние по размерам города вычленяют в своем составе городские округа, чётко при этом обособляя общегородские инфраструктуры от внутриокружных проблем. Москва, конечно же, территория особая, но вряд ли это означает, что упиваться "особостью", вовсе игнорируя федеральное законодательство, есть наилучший вариант поведения.

Понятно, что, если московские единороссы, ведомые господином Платоновым под хоругвью с портретом Юрия Михайловича, возьмут большинство в Думе, ожидать серьёзного разговора о Москве не придется. Смогут ли другие кандидаты поднять тему структуры, не застревая мыслью на частностях, а если смогут, то услышат ли их столичные жители, за без малого пятнадцать лет в большинстве своем напрочь отвыкшие думать о городе-губернии? На эти вопросы вскоре поступит ответ.


Опубликовано в "Русском Журнале", 04.10.2005

См. также

§ Проблемы мегалополисов: планирование градостроения

§ Москва как мегалополис



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее