(один семестр)
Программа курса нацелена на решение практической задачи освоения
целостного прочтения задачи практического действия, независимо
от того, какова прямая его направленность.
Целью лекционно-семинарского курса является освоение азов практико-деятельностного
отношения к объекту, предмету, субъектам и технологии действия,
которое в данных извне условиях всегда выступает как взаимодействие.
Вспомогательной целью курса выступает посильное преодоление трудностей,
которые обычно встречаются в попытках вербально очертить самое
задачу и способ её решения, преобразовать его в средство корпоративной
коммуникации.
Средством осуществления программы служат немногочисленные традиционные
лекции и семинарские занятия, имеющие форму “мягкой” деловой игры
с некоторой эвристической установкой на результат.
Теоретический раздел: средовой подход и его задача.
Лекция 1. Обобщение: ключевые слова культуры.
Вся
история может быть в нарочито упрощенной схеме представлена как
история движения некоторых ключевых слов, на долгое время играющих
роль краеугольного камня, на котором строится здание понимания
и объяснения всего и вся. Для античности это слово Рок.
Для средневековья Бог. Для эпохи, которую мы привычно
именуем Ренессансом, Человек. Для Нового Времени Природа.
Для эпохи, следовавшей после французской революции, не без основания
называемой великой, Общество. Для периода, окончившегося
российскими треволнениями трёх революций и Мировой войной, Прогресс.
В межвоенное двадцатилетие на роль ключевого слова выходит Культура,
и уже с начала 60-х годов таким словом становится и остается в
этой роли Среда.
Разумеется, такое слово имеет автора или многих авторов, о которых
потом помнят или не помнят. Разумеется, проходит иногда несколько
поколений, прежде чем незнакомое новое слово становится чем-то
самоочевидным, на устах у всех. Важно, что новое ключевое слово
не означает “отмену” предыдущего, но лишь надстраивается над ними
всеми, водружая себя над ними как призыв, знамя и герб.
Лекция 2. Многообразие подходов конфигураторов
отношения.
Подходы как обобщенные конфигураторы, модулирующие цепочку: принцип
метод способ средство. “Естественный”
подход: происхождение естественно-научного отношения из обыденно-практического
и их рядоположенность. “Технический” подход как социотехническое
nrmnxemhe в его соотнесённости с обыденно-практическим и “естественным”.
“Ценностный” подход как социокультурный в его соотнесённости с
другими. Становление методологического отношения и его претензий
на роль обособленного подхода. Теоретическая модель средового
подхода как синтезирующего отношения.
Лекция 3. Драма разрыва между осмыслением и действием.
Профессионализация и воспроизведение разрыва. “Тезисы о Фейербахе”
и трагедийность панпроектной социотехнической установки. “Вехи”
и “сменовехи” проблема бес-смысленной практики. Анти-смысленный
практицизм в его силе и слабости. Философия подходов и прагматика
технологий. Резоны для корпоративной установки на норму деятельности.
Лекция 4. Условия преодоления разрыва действия и
осмысления.
Теоретическое условие модель
“гипертетраэдра” средового подхода. Методическое условие
выявление и дешифровка контекста задачи. Организационное условие
установка на корпоративность интересов и взаимодействий. Рефлексивное
условие схватывание целостности условий. Проспективное условие
формирование субъекта взаимодействия и его оснащение.
Лекция 5. Ловушка логического и проблема контекста.
Разбор характерных примеров классических ошибок, следующих из
переоценки логической организации материала задачи: от “дешифровки”
Стоунхенджа до проблемы “борьбы с бедностью”.
Лекция 6. Природа критической оценки среды взаимодействия.
Работа с аудиторией по уяснению и выражению различий между содержанием
и функциями понятий рядоположение, сопоставление, сравнение, отнесение,
критическое суждение как синтез мыслительной деятельности. Совместное
продвижение к выводу о том, что критика есть собственно единственная
форма самостоятельного суждения о предмете задачи, независимо
от её природы и функционального использования результата.
Лекция 7. Проблема “перевода” в реальности взаимодействия
по задаче.
Трудности понимания задачи профессионалами в отстройке корпоративного
действия и необходимость “снятия” профессионализмов в поле задачи.
“Новые” знания как строительные леса понимания в корпоративном
действии.
Лекция 8. Город как “новая реальность” корпоративного
действия.
История города как корпорации корпораций. Антиурбанизм в России
и Америке как борьба с корпорацией по противоположным основаниям.
Лекция 9. Российское реформаторство как борьба города
со слободой.
Индустриальная и постиндустриальная мифология экономики. Культурная
мифология квазиурбанистичности. Задача воспроизводства города,
задача его реформирования и задача развития.
Лекция 10. Задача в контексте города: проблема “оптики”.
Масштабные уровни действия: объекты, сети, поля и структуры.
Отстройка корпоративностей по масштабным уровням: от нормативного
поля до соорганизации партикулярных интересов групп.
Лекция 11. Парадоксы городской реальности: действия
и реакции.
Чем больше дорог, тем больше пробок. Чем больше муниципального
жилья, тем больше бедности. Чем больше торговли, тем её меньше.
Волны бегств и возвратов. Вена и ужас провинциальности. Ловушки
туризма и пр. Российские реалии жилищно-коммунальной реформы.
Семинарский раздел
Семинар1. Городское сообщество и местное “само”управление.
Ролевая картина соположения государственной традиции с умозрительной
концепцией местного самоуправления на фоне европейского образца.
Семинар 2. Городовое управление и эго в поиске сообщества.
Ролевая картина “неполных” оппозиций: актёры на городской сцене,
каждый из которых вынужден пьесой играть не вполне собственную
роль, “глава местного усамоуправления” в российских поселениях
удивительно точная метафора этого спектакля.
Семинар 3. Городовое управление в поисках финансов.
Дискуссия: Иллюзия собственничества и реальности владения: на
уровне жилища с его несостоятельными “собственниками”; на уровне
муниципалитета с его землями и недвижимостью, т.е. суммой предметов,
заявленной как собственность; на уровне систем обмена (рынки против
магазинов); на уровне эконом-географического контекста регионального
и федерального пластов.
Семинар 4. Городовое управление и горожане в ходе
реформы.
Дискуссия: Что реформировано и что реформируется в российских
городах к моменту провозглашения реформы. Способы адаптации наличных
ресурсов и наличиных механизмов к решению задач выживания через
реформы.
Семинар 5. Предприниматели и предпринимательство
в городе.
Дискуссия: Этос сверхприбыли и этос вкорененности и самостояния
в условиях городской среды, понимаемой как соотнесённость предметно-пространственного
и социально-культурного окружений.
Семинар 6. Изобретатели и изобретательство в городе.
Дискуссия: Чудеса выживания и чудеса самовыражения. Абсурдистская
устойчивость культурных норм в стабильных “размытых” сообществах.
Семинар 7. Соседи и соседства в городской среде.
Дискуссия: Подавление соседской корпоративности и шансы её воссоздания
в условиях российской действительности.
Семинар 8. Сословия и цеховые корпорации в городской
среде.
Дискуссия: Подавление цеховых корпораций и их воссоздание в условиях
российской действительности.
Семинар 9. Городская демократия в условиях информационной
среды.
Дискуссия: проблематичность демократических институтов в условии
cnpndnb, не находящих средств для самовоспроизводства.
Семинар 10. Невозможные города.
Вводное лекционное повествование о типах
невозможности для города. Города-утопии и города-химеры (Лос-Анджелес,
Вашингтон, Москва).
Дискуссия: возможность внегородской постиндустриальной формы развития
сообщества, попытки прогностических сценариев развития.
Семинар 11. Возможные города.
Вводное лекционное повествование о типах возможности для города
в условиях XXI века. Города “в рубашке” (Торонто,
Дельфт, Лас-Вегас и т.п.).
Дискуссия: возможности супергородской постиндустриальной формы
развития сообщества, попытки прогностических сценариев развития.
Семинар 12. Среды и энвайронментализмы.
Общая дискуссия по соотнесённости актуальных средовых идеологизмов
(пантехнологизм и его обесценивание, панэкологизм и его судьбы,
глобалистский панэкономизм, глобалистские информационные сектантства,
глобалистские парарелигиозные сообщества).
|