Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Столица-99: Начало политической жизни

Чего хочет "Московская альтернатива"

У слова "Москва" много значений. Есть общемировое, когда Москва замещает собой Россию, и в этом смысле со времен Даниловичей у Москвы прослеживается некая самостоятельная политическая линия. Есть общероссийское, и тогда "Москва" или "Кремль" скорее уравниваются, означая центральный узел информационных потоков, обладающих большим или меньшим регулятивным потенциалом. Есть и третье - внутригородское, но в этом значении говорить о нормализации политической жизни следует лишь с июня сего года, когда маленькая группа единомышленников объявила учреждение "Московской альтернативы".

В самом деле, краткий период самостийности райсоветов следует исключить, за отсутствием намека на социальную вменяемость. Наскоро, после путча 1991 г., проведенная реорганизация административного деления Москвы, уничтожив районы и районные советы, заодно засушила и ростки низовой самоорганизации - комитеты общественного самоуправления, огульно и бездоказательно обвиненные в поддержке заговорщиков. На долгие годы даже намек на диалог города и городской власти ушел в небытие. Исполнительная власть превосходно воспользовалась моментом, чтобы избавиться даже от намека на оппозицию. Разработанный администрацией вариант Устава города был представлен новоизбранной городской Думе как единственный, думский проект так и не был вынесен на рассмотрение. В городской Думе есть депутаты с фундаментальной демократической системой взглядов, есть колеблющиеся, склонные к тому, чтобы до хрипоты оспаривать многие поползновения администрации, но в целом Дума "прогибается" под очень сильным давлением, тем более что в её председателе мэрия нашла адвоката столь же последовательного, сколь и исполненного энтузиазма.

Без оппозиции нет и позиции. Учреждение "Московской альтернативы" как поначалу сугубо виртуального явления встретило, мягко говоря, неадекватную реакцию мэрии. Казалось бы, пустячок: несколько людей при технической поддержке Фонда эффективной политики открыли интернет-сайт www.msk.ru и "горячую" телефонную линию. Ну, собственно, и что?

Однако же самый факт - некто дерзнул публично оспорить лакированный самообраз московской власти - был, быть может, справедливо расценен как опасная трещинка в монолите неомосковской мифологии. Сергей Кириенко, выдвинувший идею учреждения "Московской альтернативы", оказался прав. Все ещё оставаясь по видимости сугубо виртуальной, эта идея начала обрастать материалом. Около 7000 телефонных обращений москвичей - это, разумеется, не основание для статистически весомых обобщений, но это весомый образ беды, который невольно строили люди, каждый из которых стремился просто высказаться или предложить свою помощь. Около 3000 писем-высказываний на дискуссионной ленте сайта - тоже немало, хотя и не имеет статистического веса.

Шаг за шагом увеличивалось число экспертов "Московской альтернативы", значительная часть которых обозначила себя именно через "горячую" линию или через переписку на сайте. Сегодня таких экспертов уже более полусотни, и треть из них - сотрудники учреждений мэрии и префектур. В работу включились Институт экономики переходного периода и Институт экономики города, депутаты городской Думы, советники районных собраний... Самое существенное, что, начав с точки, близкой к нулю, мы задали стиль обсуждения. Оппозиция нынешней администрации с первого шага обозначила себя публично, играя исключительно открытыми картами. Каждый следующий раздел доклада "Москва 90-х: тенденции и альтернативы" вывешивался на сайте по мере подготовки, сопровождался брифингом для журналистов. Так возник сначала робкий и редкий, а затем практически ежедневный самопроизвольный, отнюдь не нами организованный поток газетных публикаций, что, в свою очередь, дало нам возможность вести ежедневный мониторинг прессы, существенно расширяя тем самым свою информационную базу. Добавьте к этому великое завоевание гласности, отменить которое мэрия не дерзнула, - регулярную публикацию постановлений правительства и решений мэра на сайте www.mos.ru. Более ничего не требовалось.

Шаг за шагом мы сумели навязать мэрии своего рода диалог. Мэрия в наличии такого диалога не признавалась, однако вслед за очевидным успехом нашей "горячей" линии она развертывала свои собственные, отменяла наиболее одиозные благоглупости. Стоило нам заявить о брифинге по теме "Рынки Москвы", как в тот же день, да ещё на час раньше, объявлялся брифинг в ГУВД по той же теме... Уже во время официальной избирательной кампании стоило нам привлечь внимание к удивительному по неряшливости постановлению о финансировании прибавки к пенсиям на ноябрь и декабрь из фонда детских пособий, и - задним числом - это постановление было переформулировано, приобретя гораздо менее откровенную форму.

Маленький камушек стронул с места лавину. И произошло это отнюдь не потому, что "Московская альтернатива" представляет собой нечто совершенно экстраординарное, хотя недооценивать интеллектуальные возможности включившихся в её деятельность людей было бы несправедливо. Дело в том, что, пользуясь старой физической аналогией, раствор оказался уже в состоянии перенасыщенности, и тогда одного кристаллика достаточно, чтобы начался метаморфоз. Юрий Лужков проявил себя как блестящий политик, когда сумел внушить едва ли не всем, что он, во-первых, "хозяйственник", во-вторых, превосходный хозяйственник, усилиям команды которого москвичи обязаны всем или почти всем. Однако же играющая короля свита перестаралась, так что, поверив в собственную пропаганду, её источник начал утрачивать политическую инициативу, дал втянуть себя в авантюру с чаемым президентством и начал терять политические очки как раз к тому критическому моменту, когда минусы лужковской модели управления стали перевешивать её плюсы.

* * *

Итак, что в московской модели нас не устраивает и что мы считаем той самой альтернативой, что написана на знамени-сайте?

Сразу перейдем к разделу "целевые установки".

Если вылущить смысловое ядро из толстой оболочки риторики, то ведущая идея московской модели а lа Лужков обнаруживается в своей замечательной простоте: объединение, слияние власти и владения. Не говорим "собственности", потому что главное богатство Москвы - её земля - всё ещё остается в государственной собственности, тогда как реальное владение, а с ним и полнота распоряжения землей целиком сосредоточены в руках исполнительной власти и никому более неподконтрольны.

Вот один из сотен и сотен примеров. Всяк может видеть трёхэтажное сооружение с надстройкой на Тверском бульваре, в двух шагах от угла Тверской. Его возведение, согласно постановлению правительства Москвы # 664 от 25.08.98, было деликатно поименовано "воссозданием кафе "Пушкин", что бы сие воссоздание ни означало. Участок под застройку отдан ООО "Кросс Лайн" в аренду сроком на 49 лет, что нормально, но вот пункт 4 постановления достоин того, чтобы привести его дословно: "Москомзему при подведении итогов выполнения финансовой программы 1998 г. учесть потери по выкупу права аренды земельного участка по Тверскому бульвару, вл. 26-28 в размере 472 тыс. долларов США как инвестиции города в строительство". Вчитайтесь, пожалуйста: город вкладывает отказ от полумиллиона долларов в частное предприятие, относя при этом установление своих имущественных прав "в установленном порядке" на некое будущее, после завершение строительства. На каких условиях? Неизвестно.

От слияния власти и владения до слияния власти и собственности всего полшага. И действительно, если обратиться к иному, совсем уже свежему примеру, то обнаружится, что постановлением # 1052 от 16.11.99 правительство Москвы разрешает некоммерческой организации инвалидов "ДИНАОДА" осуществить строительство "многофункционального комплекса, включающего Культурно-оздоровительный центр для детей-инвалидов с подземным гаражом (далее - объект # 1) и жилой дом с подземным гаражом, мини-маркетом и офисным центром (далее - объект # 2)". Если учесть, что общая площадь объекта # 1 определена в 4280 кв. м, а объекта # 2 - 16 210 кв. м, любовь к детям-инвалидам простирается настолько, что цена земли и её аренды вообще не упомянуты, а согласно п. 8 "устройство городских инженерных коммуникаций для обеспечения жизнедеятельности комплекса осуществляется за счёт средств городского бюджета". Для тех, кому лень вчитываться, поясним: некто очень существенный хочет построить так называемый элитный дом, не участвуя в расходах на реконструкцию инженерной инфраструктуры по переулку Аксакова, благодаря чему кое-что перепадет и детям-инвалидам.

Неделей ранее правительство Москвы выпустило подлинный шедевр беззастенчивости - постановление # 1033 от 9.11.99. В нем говорится о создании городской специализированной службы "Последний обряд" силами соответствующего департамента и ООО "Обряд". Как водится, уставной фонд акционерного общества, почему-то обозначенного как "открытое", составил эквивалент всего 2300 долларам, в каковых доля города Москвы составила 26%, или 600 долларов, но самое восхитительное достойно цитирования: "Согласиться с предложением ООО "Обряд" передать безвозмездно правительству Москвы денежные средства для оплаты доли города Москвы в уставном капитале ОАО "Последний обряд". Для ленивых поясним, что если в доходнейшем скорбном похоронном бизнесе правительство города открыто (завет Гавриила Попова услышан) берет ничтожную по размеру взятку у частной структуры, то кому-то это должно быть чрезвычайно выгодно.

Примерам несть числа, но что мы считаем альтернативой?

Город должен иметь муниципальную собственность, никогда и ни при каких условиях не совмещаемую с частной.

Наш эксперт, известный знаток российской и московской муниципальной истории Татьяна Говоренкова, поясняет, что в предреволюционные годы, расходы города делились на "приносящие доходы", "компенсируемые доходами" и "бездоходные", но и первые приносили доход прямехонько в городскую казну, минуя опасные связи с частным бизнесом. Говоря о городских предприятиях, мы не можем обойти важнейший рычаг, посредством которого слияние власти и владения осуществляется в полноте. Этот рычаг - подавление, вытеснение рыночных отношений, блокирование условий, при которых могла бы развиваться нормальная конкуренция. Одним из рычагов осуществления этой вспомогательной задачи является сбережение монополий. Оберегание натуральных в сложившихся условиях монополий, вроде "Мосводоканала" или "Мосгортепла", МГТС от постороннего внимания - вновь проверка "Мосгортепла" Контрольно-счётной палатой перенесена на следующий год. А ведь по единодушному, высказанному по отдельности, мнению 5, наших экспертов, "Мосгортепло" вынимает из кармана москвичей до 40% незаработанных денег, МГТС, приватизированная за гроши (приватизация не "по Чубайсу", а по Лужкову), вольна повышать тарифы, будучи совершенно незаинтересована в увеличении числа абонентов и т.п. И пусть первое поколение жителей Митино так и помрет без телефонов - это МГТС безразлично, хотя впусти на рынок иные телефонные сети, и они начнут зубами драться за клиента. И т.п.

Но есть и второй рычаг, так как в зоны, не схваченные натуральными или якобы натуральными монополиями, мог бы просочиться коварный рыночник. Чтобы этого не произошло, придуманы ГУПы - государственные унитарные предприятия. Будь они подлинными муниципальными предприятиями, нацеленными на пополнение казны или на решение бездоходных социальных задач, вроде содержания ночлежек и бесплатных кухонь в необходимом количестве, все было бы прекрасно. Но это не так. Великое множество ГУПов (а всего их уже более 3500) создаётся в сферах, где успешно работали частные предприятия, вроде фирм, производящих спортивную и специальную одежду. Может быть, за счёт обилия ГУПов происходит снижение цен на товары и услуги? Нет, такого в Москве ещё не отмечено. К тому же, как отмечено в весьма щадящем заключении Контрольно-счётной палаты, аккуратно обходящей стороной наиболее болезненные точки Москвы, немалое число ГУПов убыточны (мэрия прислушалась к нашей критике и уже продекларировала желание продать с торгов сотни полторы ГУПов - для начала), при том что пользуются множеством льгот. Впрочем, чему изумляться, ведь "Русское бистро" или новая "Тишинка", или "Палашевский рынок" тоже, оказывается, убыточны.

Альтернатива? Реальное внедрение антимонопольного законодательства и раскрытие возможностей нормальной конкуренции, будь то доступ в Москву фермерской продукции без посредников, напрямую, доступ строительных материалов из карьеров Подмосковья или квалифицированных строительных организаций из Ярославля или Владимира.

Разумеется, мы не можем оставить в стороне священную корову под названием "Комплекс перспективного развития Москвы", он же - строительный комплекс. Может быть, Юрию Лужкову и кажется, будто это он управляет развитием города, но в действительности-то этим серьёзным делом занят г-н Ресин. Телега давно и прочно правит лошадью в стольном граде Москве.

Это строительному комплексу в его нынешнем виде выгодно, что 740 тысяч человек производят на свет всего 3,5 млн. квадратных метров жилья в год. На брата выходит 5 ну, 7 квадратных метров, что, пожалуй, не могла бы себе позволить ни одна строительная фирма в мире. Строителей в Москве в 7 раз больше, чем студентов, чего не знает ни один цивилизованный город, хотя строят везде много. Собственно строителей в этом большом хозяйстве чуть более 230 тыс., кадровых специалистов-москвичей среди них менее половины, а четверть миллиона заняты в безумной, унаследованной и любовно сбереженной советской системе домостроительной промышленности.

Это строительному комплексу, вернее, его верхушке, выгодно расчистить поле для "катка", возводящего тяжелые, безумно дорогие в эксплуатации жилые дома. Для этого стоит приговорить к истреблению чуть не все "пятиэтажки", хотя точно такие же рядом, за МКАД, в городах Московской области, прослужат ещё не менее четверти века.

Это строительному комплексу и привязанным к нему группам интереса, именуемым "департамент внебюджетного планирования строительства" и т.п., выгодно вколачивать высокие дома в отнюдь не грешащие простором дворы старых, сложившихся кварталов, вопреки стенаниям жителей окрестных домов. Мало того что эти несчастные обречены на ухудшение условий жизни. Рыночная стоимость их приватизированных квартир падает, и существенно, тогда как идея компенсации нанесенного финансового ущерба глубоко чужда московским властям. Только с помощью "Московской альтернативы" удалось, наконец, разыскать несколько юристов, способных взяться за беспрецедентные иски такого рода.

А ведь при всем том в очереди на "бесплатное" жильё по-прежнему 400 тыс. человек, не включая сюда обитателей ведомственных домов и общежитий, забытых Богом и людьми, пока Москва и Кремль выясняют отношения! В чем альтернатива? Отделить наконец мух от котлет и развести муниципальное жилище, возводимое из бюджетных средств, и коммерческое жилище, поскольку московский вариант "навешивания" цены первого на второе выгоден (был, во всяком случае) одному только строительному комплексу и более никому.

Тогда станет явным то, что 25 лет известно специалистам. После 1974 г. нет в мире такого богатого муниципалитета, который позволял бы себе возводить муниципальное жильё для, выражаясь помягче, малодостаточных горожан в сборном железобетоне и с двумя лифтами на секцию. Нет в мире столь же неразумного муниципалитета, поскольку везде стремятся строить муниципальное жильё так, чтобы его как можно легче можно было бы передать в собственность и под ответственность самих жителей. Нет такого своекорыстного муниципалитета, который пытался бы в режиме ипотеки навязывать людям не то жильё, какое они хотели бы приобрести, и не там, где они хотели бы его приобрести, а там, где "дают".

Альтернатива? Прекратить упиваться идеей особого московского пути решения жилищной проблемы и обратиться к мировому опыту, поставив жилищное строительство под публичный контроль.

Ключевое слово прозвучало. Именно вокруг контроля со стороны жителей связан главный клубок канатов, которыми вязано "макраме" лужковской модели городского управления.

Всякому вменяемому человеку должно быть понятно, что в тотальный упадок практически одновременно впали дома старого центра, построенные при царе Горохе и не ремонтировавшиеся с его правления; хрущёвские пятиэтажки, да и девятиэтажные палаццо, о которых все забыли. А в затылок им дышат брежневские дома. Они повыше и попрочнее, но все трубы и все лифты в них уже отработали свой срок. Обывателям, в доброй российской традиции, предоставлено право невозбранно жаловаться, что обыватель делает усердно - как неорганизованный, так и организованный в останцах от некогда славных и богатеньких ЖСК. Печаль лишь в том, что в строгом соответствии с законом кругооборота веществ в природе всякая жалоба непременно оказывается на столе аккурат того начальника, на кого обыватель обрушивает гнев и печаль.

В префектуре Центрального округа попытались было отменить закон, и на некоторое время в том преуспели, введя принципиально иной кругооборот документов, но законы физики неумолимы, так что в новом, только что разработанном мэрией Регламенте места для подобного административного творчества не осталось. Жалоба так и будет поступать "поджалобному" лицу.

Большинство жалоб как раз ведь и связано с протечками всего, что может протекать, замыканиями всего, что может, согласно закону Мэрфи, замкнуться, растрескиванием всего, что может трескаться, и пр. Меж тем строительному комплексу куда выгоднее двигать каток нового строительства, чем ковыряться с великим множеством мелких работ, требующих к тому же квалификаций, которыми привозная рабочая сила, как правило, не обладает. Совестливые либо особо осторожные специалисты мэрии и префектур, желая снять с себя ответственность, которую на них же и навесят, зная масштаб недофинансирования так называемого планово-предупредительного ремонта, ввели сначала новую категорию деятельности - "минимально необходимое финансирование". Когда "ножницы" между минимально необходимым и реальным раскрылись настолько, что и об этом не приходится мечтать, специалисты произвели на свет новую категорию - "критически необходимое финансирование". Расхождение между реальностью и критической необходимостью составило на будущий год 5 раз!

Означает это скучное перечисление тот простой факт, что, по мнению весьма опытного и осторожного начальника "Мослифта", г-на Макарова, в замене срочно нуждаются до 30 тыс. лифтов, тогда как на будущий год запланировано сменить 410 штук, и ни одним лифтом больше.

Альтернатива: "Капитальный ремонт" написано на нашем знамени.

Речь о капитальном ремонте ВСЕГО!

Не только внутри домов, которые в нынешнем их состоянии только безумцы способны перенять в управление товариществ собственников жилья или ассоциаций квартиросъемщиков. Это и трансформаторные подстанции, устарелость которых обходится каждому москвичу в 25% лишней платы за электричество. Это и тепловые подстанции, где отсутствие так называемых "мастеров" - примитивной автоматики, регулирующей температуру воды в зависимости от погоды, и прочие игры энергетиков обходятся каждому москвичу в 40% платы за тепло. Это внутриквартальные проезды и тротуары и... и... и.

Ради этого, и ещё ради того, чтобы наконец соединить с сетью метрополитена многочисленные выселки - Митино, Бутово, Новокосино, Жулебино, и не с 2004 г. начиная, а хотя бы с 2001 г., необходимо на пару лет придержать строительство третьего транспортного кольца.

Заметьте - не прекратить, а только придержать. Не только потому, что москвичи не могут быть заложниками торга города с федерацией относительно затрат на метрополитен. Ещё потому, что пока городской центр, в котором на 6% территории сосредоточено 35% рабочих мест Москвы, не разгружен от припаркованных к тротуарам автомобилей, что вдвое уменьшило рабочее сечение улиц, эффект от кольца, которое всё равно ведь можно замкнуть не ранее 2006 г., будет минимальным.

Вообще-то нужно одно - притормозить заполошный темп самокручения строительного комплекса, все норовящего по-большевистски рапортовать миллионами квадратных метров к Новому году. Сделать вдох и привести все в относительный порядок.

Игры властей предержащих многообразны и разновидны. Вот, скажем, только что отгремели салюты на выставке в Манеже, где всяк мог видеть карты, схемы, макеты и картинки прекрасного будущего Москвы. Демонстрация Генплана развития Москвы - акция, не лишённая пиаровской привлекательности, тем более что по картинкам неспециалист понять ничего не может. Где ж ему, бедному, понять, что территориальных ресурсов для нового строительства у Москвы почти нет, что нет нормальной согласованности с планами развития прилипших к Москве городов, из-за чего, к примеру, коммунально-промышленные зоны Митино и Красногорска вот-вот сомкнутся, раздавив наивных людей, что отправились на северо-запад за чистым воздухом. Где ж ему разобраться в том, что перед ним - некая схема развития мегаполиса, но не столицы России, у которой по сей день нет ни пристойного парламентского центра, ни пристойного Верховного суда или Конституционного суда. Вообще нет федерального Центра - один Кремль будто в осаде, словно его захватили поляки и казаки Лжедмитрия.

Посетитель нипочем не догадается, что реальным содержанием Генплана является лишь программа так называемых первоочередных мероприятий, в числе которых достройка Гостиного двора, первая очередь "Москва-Сити" и прочие радости, а вот судьба выселок и старого центра не прописана. Никогда не уяснить неискушенному слушателю повествований о светлом будущем Москвы того, что главная функция всей этой оформительской работы заключается в том, чтобы узаконить все ранее принятые ad hoc решения. Они ведь уже вошли теперь в то, что профессионалы именуют "опорным планом", они уже суть, так что весь Генплан есть песнь оправдания содеянного.

Альтернатива? Всего-то и нужно: программа консолидированного развития Московского региона и введенная в ранг закона детальная схема правового зонирования земель. Все остальное - от лукавого и в мире не практикуется.

В Москве действительно кое-что делается для обойденных судьбой, каковых в ней добрая треть, по самым оптимистическим оценкам. Правда, широко разрекламированные деяния несколько меркнут, если сопоставить, к примеру, 36 млн. руб. на продуктовую помощь самым обездоленным (на 2000 г. эта величина поднята до 50 млн., что отчасти компенсирует инфляцию) со 120 млн., с барского плеча предоставленными Ярославлю для строительства Ледового дворца спорта, или хотя бы с 30 млн., брошенными в "красную" Рязань для компенсации затрат на посевные работы.

Альтернатива? Сугубо адресная поддержка действительно нуждающихся в достаточных для этого размерах, и подсчеты наших экспертов убеждают в том, что пособия на детей, за которыми, в силу их малости, люди, хоть чуть уверенные в завтрашнем дне, вообще не ходят, можно увеличить в 5 раз.

Все эти рассуждения утомительны, и потому оставим в стороне вещи, очевидные для всякого образованного человека. Ну, не должно быть такого, чтобы Комитет образования опять гноил учителей и директоров школ за то, что те не хотят вернуться к советской системе планирования успеваемости, не хотят лишаться минимальной самостоятельности, данной им российским законодательством. Ну, не должно же быть такого, чтобы власть распространяла собственные артистические пристрастия за пределы собственной гостиной, поскольку цивилизованная власть как черт ладана бежит вмешательства в культурный процесс, предоставляя "цехам" самим выяснять отношения и сбрасывая на Попечительские советы и фонды тяжкий труд выбора тех, кому можно оказать вспомоществование. Оставим это в стороне, потому что главное, поистине ключевое - в другом.

Мне уже доводилось говорить публично, что нынешняя московская модель на диво напоминает Москву Иоанна Третьего. Есть Великий князь, есть думные бояре на ролях вице-премьеров, есть думные дьяки на ролях префектов и есть дети боярские, пущенные "на кормление" (посредством собственных внебюджетных фондов) возглавлять районные управы.

Как справедливо заметил известный промышленник Каха Бендукидзе на недавнем заседании фонда "Политика", уж если население признано достаточно разумным, чтобы избирать президентов и мэров, то отчего же ему отказано в праве избирать глав районных управ? Пока мы не сделаем этих важнейших госмуниципальных чиновников ответственными перед избирателями, пока им не передадут минимально необходимые бюджетные средства для поддерживания городской среды в пристойном состоянии, изменить ситуацию качественно не-воз-мож-но. Из одного кабинета не проконтролируешь каждую сажень московской земли, будь ты хоть Леонардо да Винчи.

Это, впрочем, мало - или, если угодно, слишком много. Пока ассоциированные жители (ЖСК, ТСЖ, территориальные общины или комитеты) не станут заказчиками, нанимающими городские службы, мы вполне можем получить вместо одной пирамиды 125 пирамидок власти, по числу муниципальных районов, отчего слаще не станет.

Альтернатива сущему? Проста, как забор: передача городских субсидий на целевые счета объединений жителей - тогда, кстати, и стимул для объединения появится.

* * *

Независимо от результатов грядущих выборов лужковская эпоха завершается, поскольку новая федеральная власть, кто бы её ни персонифицировал, не будет мириться с самовольством города, забывшего, что он ещё и федеральная столица, и с попустительства Ельцина нарушающего десятки законов России. Независимо от результатов выборов Москва вступает в сложный переходный период из одного состояния, лишь по видимости устойчивого, в другое. Такой переход - дело всегда трудное и болезненное, несущее с собой немало угроз, поскольку неизбежно затрагивает множество интересов и групп натиска. Это по необходимости затяжной период, и потому "Эволюция" начертано на нашем флаге.

Ещё раз повторю: при всей важности выборов, которые покажут, насколько московиты уже готовы к рациональному выбору, дело к выборам отнюдь не сводится. Вот почему уже в ближайшие дни мы регистрируем "Московскую альтернативу" как общественную организацию. Вот почему первым шагом этой новой организации станет учреждение независимого Института города. Интеллектуальный ресурс, сконцентрированный "Московской альтернативой" за полгода, недопустимо растратить впустую. Власти в Москве будут меняться, а вот конструктивная оппозиция как социальный институт пришла всерьёз и надолго.


Опубликовано в "Независимой газете", №236(2052), 17.12.1999

См. также

§ Московская альтернатива

§ Экспертный доклад "Московской альтернативы"

§ Интервью "Московские проблемы глазами москвичей"

§ Интервью "Смета не поспевает за дырой в крыше"

§ Рим №3 и его окрестности


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе