XIII проектный
семинар Союза Дизайнеров России "Благоустройство городской среды"
Итоги проектно-аналитического семинара
Чебоксары
14-16 июля 2003 г.
Заключительный семинар серии, в ходе которого было необходимо
придать форму принципиальным решениям, достигнутым в ходе обсуждения
на предыдущих семинарах. Достаточно сложная попытка совместить
в работе архитекторов и дизайнеров Чебоксар, пребывающих в несколько
натянутых отношениях друг с другом, да ещё строгановских дипломников
(поначалу весьма ершистых) с второкурсниками местного художественно-графического
института. Дополнительное осложнение заключалось в том, что почти
никто не владеет уже свободной эскизной графикой проекта, тогда
как за два дня ни в коем случае невозможно работать в компьютерных
программах. Несмотря на эти препятствия, работа может быть сочтена
состоявшейся.
С сугубо утилитарной (сентябрьская выставка в Чебоксарах) точки
зрения результаты не вполне удовлетворительны — вернее, к имеющимся
средним по качеству эскизам придётся придумывать дополнительные
графические фигуры. Впрочем, в этом есть своё достоинство: работая
с укрупнениями фрагментов, с фонами и надписями, мы можем надеяться
на некое новое качество, тем более что так или иначе необходимо
сделать визуализации по предыдущим семинарам цепочки 2003 г.
Относительно крупные и мелкие, но важные проектные ходы оказались
удачно переплетены по трем городским узлам из четырёх.
При схематизме работы со склонами к заливу всё же недурна
затея создания цепочки арт-мастерских и прокладка «подводного»
пешеходного моста на пока что пустой берег с бессмысленно-монументальной
лестницей, ведущей ниоткуда в никуда[1].
Когда я решил добавить узел перекрёстка «при Макдоналдсе», никакой
предварительной идеи не имелось — тем ценнее, что возник замысел
реконструкции моста с обустройством пешеходных галерей по обе
стороны и возможность дополнительной урбанизации рыхлого и неэлегантно
разностильного перекрёстка. Конечно, недотянуты элементы: мои
намеки на целесообразность колористической деструкции излишне
тяжелого здания театра пока что не были услышаны, тогда как некая
стержневая шар-скульптура, подвешиваемая над перекрёстком, вряд
ли может быть сочтена удачным замещением предложенной мной «триумфальной
арки» (я имел в виду нечто вроде римского тетрапилона).
Весьма удачной находкой оказалась графика мощения, сделанная
юными студентками: получился отчётливо чувашский оттенок орнаментации
без буквального подражания.
При обсуждении большого перекрёстка произошла существенная конструктивная
подвижка по отношению к тому, что мы успели проговорить на предыдущем
семинаре. Когда я почти вполне серьёзно предлагал соединить функцию
пешеходных переходов с торговлей и услугами, чрезмерность габаритов
такой «плиты» над перекрёстком не бросалась в глаза, к тому же
не было осознано, что один из полупустых углов занят крупным объемом
ДК авторства Феликса Новикова с недурным решением атриумного пространства.
«Перешибать» одну из немногочисленных авторских построек в городе
было бы и неоправданно, и неразумно.
Стандартная схема опускания бессмысленно-огромного газона на
уровень подошвы подземных переходов и тем самым организации подлинной
городской площади в классическом смысле обрела в ходе семинара
некую новизну и свежесть. Во-первых, появление четырёх павильонов-башен
дало недурной каркас чрезмерной пустынности сверхперекрестка.
Во-вторых, сама возможность поработать на мини-площади 35 х 75
м обещает обустройство первоклассного места для назначения свиданий,
что мгновенно уловил главный архитектор, увидев тут инвестиционную
привлекательность первого разряда. Насыщение специализированной
торговлей и услугами создаёт потенциал для скачка качества городской
среды, который образует своего рода пару к предмостной и мостовой
ситуациям. Конечно, жаль, что не успели всерьёзорисовать мощение
и озеленение с малыми формами, но рамочно такая возможность уже
создана.
Продвижение по третьей ситуации (многоэтажный гараж) оказалось
недостаточно большим, но существенным, так как идея закрепления
угла и выноса на него удачного названия «Гараж-сити», старая идея
игровой площадки-барьера к жилым домам была дополнена удачным
замыслом ландшафного обыгрывания объема котельной на заднике и
схемой каменного каскада с пленочным фонтаном.
Слабее всего оказалась работа на микрорайоне «Текстильщики»
в силу недостаточной эффективности группы. Однако и здесь
неплохо отстроилось зонирование при трактовке микрорайона
как целого, наметился недурной заход на создание т.н. информационного
узла и, наконец, к несомненным малым удачам можно отнести
изобретение «скамьи для тинейджеров», в схеме (пока только
в схеме) которой верно поймана и использована известная
привычка молодых людей садиться не на сидение, а на спинку
скамьи[2].
При отстройке программы для Ижевска намечен принципиально другой
ход сочетания университетской и архитектурно-дизайнерской линии,
выстройка программы в Димитровграде началась с консультаций 18
июля с мэром, главным архитектором и ректорами здешних филиалов
ульяновских вузов.
[1]
Забавно, кстати, что при обустройстве двух гербов — республики и города
— по обе стороны лестницы авторам не пришла в голову возможность растровой
техники, при которой герб мог бы занять почти всю поверхность склона:
с значительной дистанции растровый рисунок вполне способен заместить
сплошной.
[2]
Отличный контраст к скамьям на улице Баумана в Казани, где разделительная
спинка утыкана пусть и декоративно обработанными, но всё же остриями.
Это не значит, конечно, возможности полностью заместить классическую
скамью — напротив, удвоение типов может ненасильственным образом произвести
искомую сегрегацию по возрастным предпочтениям.
Конферюшки
Опции
Контакты
Ваши вопросы,
предложения, материалы, замечания, пожелания направляйте на kontakion@yandex.ru