Стены и Лестницы

А. Кирцова. Выставка в "Первой галерее".
А. Кирцова. Выставка в "Первой галерее".

Над он — под, внутри — снаружи.
Всё объемлет. Всем окружен.
    — Отрывок взят из поэтической дефиниции Бога,
            сочиненной монахом Хильдебертом около 1100 г.
                 Понять, чем этот стих сопряжен с изображениями по
                         соседству мне решительно не дано, но в сознании они                               связались. То ли тем, что там, где ангелам положено
                         сходить и всходить, оказалось вдруг колесо, в роли
                 занозы в глазу, но разве бывают круглые занозы?
           Случаются, по-видимому. Что объединяет этих
    двоих, кроме взаимной опоры друг в друге, будто
две половины стремянки, сомкнутые в одном зале,
под общим пологом свода? Возможно, параллельное
    независимое тяготение к ужатию объема суждения, но
         не до вчерашнего минимал-арта с его зверской серьёзностью.
               Нет, но и легкомыслия причуд, вроде домов из игральных
                    карт нет и следа. Цвет приходит и цвет уходит и время собирать
                           обгорелые брусья и ржавеющие железки и ещё колеса от телег,
                    которым уже не дано тронуться с места, сдвинуться, сойти...
               сойти, тронуться, сдвинуться — что-то не вполне в порядке
        в Великом и Могучем. Если это колесо от брички, которое
    доехало-таки до Казани, то ведь тогда это разрешение
диспута и в память Пал Иваныча ему самое место
наверху и уподобление Ярилу не весьма, но всё же
   доверчивых пращуров. Ах уж этот Гоголь, имевший
        окаянство уподобить франтов на бале в губернском
             городе N мухам, что вьются вокруг сахарной головы. Что
                   уподобляется, то и расподобляется живописью, если она
                           тяготеет к чрезвычайной сложности прибора, сооружаемого
                   при помощи свечки, зажжённой меж двух зеркал. Если
             глядеть достаточно долго, то уйдет иллюзия глубины,
        плотнее и площе прижимающейся к поверхности, пока
   не останется лишь тактильное чудо фактурного слоя,
поймавшего свет. Вот так и сооружается инструмент
уловления пространства внутри белой шкатулки
   интерьера, вопреки времени, закрученному
       вихрем округ всех нас, кто попал, кажется,
            в ту точку российской истории, где она может,
                подобно камню пращи, сорваться с круга самоповторений.

Ю.Аввакумов, А. Кирцова. Выставка в Музее архитектуры
Ю.Аввакумов, А. Кирцова. Выставка в Музее архитектуры


Опубликовано в журнале "Декоративное искусство СССР", №1-6, 1992.

См. также

§ Художники предлагают городу

§ Природа наедине с художником

§ Поэтическая среда музея

§ Опыт Сенежской студии



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее