Тезисы выступления
Отдаю себе отчёт в том, что по вопросу обязательного страхования
особенно в свете приснопамятных неприятностей, связанных с законом
о монетизации льгот трудно ожидать всеобщего согласия. Ясно,
что здесь столкнутся две позиции: поступательная и радикальная.
Поступательная исходит из презумпции рационального поведения людей
и выражает надежду, что раньше или позже большинство соотечественников придёт к пониманию необходимости добровольного страхования. Радикальная
исходит из того, что поведение соотечественников не слишком склонно
к самопроизвольной рациональности, что пока солнце взойдет, роса
очи выест. Не передав самим владельцам жилищ ответственность за
его сохранность, мы её не получим. По-прежнему люди будут сначала
селиться там, где селиться не следует, в домах, которые там строить
не следует, а затем они же будут требовать от властей незамедлительной
компенсации.
* * *
Учитывая, что наиболее состоятельная часть общества располагает
и наибольшим объемом качественного жилья, нижнесредний слой должен
получить 50% субсидию на обязательное страхование (складывается
из муниципальной, региональной и федеральной составляющих) за
вычетом жилья, подлежащего капитальному ремонту, а бедный слой
должен получить 100% дотацию за вычетом ветхого и аварийного
«жилья», не подлежащих страхованию, в совокупности обеспечивается
социальная справедливость при базовой единой ставке (с поправками
на техническое состояние чем хуже, тем выше страховой взнос).
Зависимость страховой ставки от качества жилища должна стимулировать
ТСЖ, управление муниципальных домов под наём и социальных домов,
не говоря о владельцах доходных домов к поддержанию их состояния.
Забота о мониторинге и оценке технического состояния перекладывается
на страховое общество, доход которой завязан на сохранности жилого
фонда.
Аварийное и ветхое жильё подлежит однозначно исключению из
жилого фонда: тот факт, что в нем обитают люди, не делает его
совокупностью жилых помещений.
Жилой фонд, подлежащий капитальному ремонту, исключается из системы
страхования до осуществления капитального ремонта, что должно
побуждать страховое общество к осуществлению капитальных ремонтов
для повышения своей базы.
Вполне вероятно, что страховое общество может занять позицию
сильного игрока на рынке строительства жилья для нижнесреднего
и среднего слоев, тем самым расширяя свою базу и получая дополнительные
средства.
При всей нелюбви к централизованным учреждениям склонен считать,
что на этапе трансформации целесообразно иметь единое страховое
общество «Россия» с его региональными, городскими и районными
отделениями как Фонд со смешанным государственно-общественным
Правлением.
Следует отметить, что это десятки тысяч новых рабочих
мест для лиц со средним специальным и высшим образованием.
Принцип обязательного страхования должен быть выдержан неукоснительно,
что не препятствует тем, кто на это способен и того желает, заключать
дополнительные договоры страхования с частными компаниями, сверх
страховой суммы.
За основу расчетов нами принята схема добровольного страхования
Московского правительства с учетверением базовой ставки и базовой
премии, принимая во внимание как игнорирование дополнительных
задач, так и неизбежное удорожание строительных материалов и строительных
работ. (7,2 руб. при 13500 страховой премии за кв. метр).
Итак, при единой ставке 30 рублей в год за 1 кв. м:
Группа
|
Доля группы,
%
|
Общая площадь,
млн.кв.м
|
Площадь жилища,
кв.м
|
Сумма выплат в год,
руб.
|
Вклад группы,
млрд.руб.
|
Примечание
|
высшая
|
10%
|
400
|
250
|
7500
|
12
|
|
выше средней
|
20%
|
500
|
75
|
2250
|
15
|
|
средняя
|
30%
|
560
|
60
|
1800
|
16,8
|
|
ниже средней
|
30%
|
400 (110)
|
50
|
1500/2 (дотация 750 руб.)
|
6
|
за вычетом 290 млн.кв.м, подлежащих кап. ремонту
|
бедная
|
10%
|
140 (40)
|
20
|
(600) дотация
|
|
За вычетом 100 млн.кв.м аварийного и ветхого жилья
|
|
100%
|
2 млрд.
|
|
|
49,8
|
|
Несомненно, расчеты более чем приблизительны, но всё же очевидно,
что за вычетом 10% на содержание страховой системы и примерно
такой же величины на выплату страховых премий мы можем рассчитывать
на примерно 40 млрд. руб. в год при условно снижающейся
инфляции.
Для сравнения эта величина означает принципиальную возможность
заместить весь аварийный и ветхий фонд страны (с учетом его прироста)
за 4 года по схеме социального жилья, или осуществить капитальный
ремонт всего нуждающегося в нем жилого фонда (с учетом его прироста)
за 18 20 лет только из средств обязательного страхования.
В действительности, в опоре на опыт страхового общества «Россия»
до революции, страховой фонд может выступить существенным заказчиком
на проектирование и строительство эффективного недорогого жилья,
оказав тем самым и качественное и количественное влияние на состояние
строительного рынка. Это же общество может выступать организатором
ипотеки и кредитором жилищных сберегательных касс.
Приложение
Для того чтобы опровергнуть версию о том, что обязательное страхование
есть простое копирование западного опыта, позволю себе привести
пример из отечественной практики заметим, что речь идёт об условиях
России конца XIX в., при условии безграмотности трёх из четырёх
крестьян.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890г.)
Волостной старшина… составляет список строениям, подлежащим обязательному
страхованию по форме, определённой губернской земской управой.
В прочих местностях списки строениям, подлежащим обязательному
губернскому страхованию, составляются в сроки, указанные губернским
распорядительным комитетом.
Волостной старшина должен знать, что заведывание страховым делом
по губернии принадлежит Губернской Земской Управе и при исполнении
обязанностей по страхованию сельских строений руководствоваться
нижеследующими правилами:
1.Обязательному страхованию подлежат все сельские постройки,
состоящие в черте волости, принадлежащие отдельным членам сельских
обществ, не исключая отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов,
а равно и общественные здания;
3…высший и низший размер страховой суммы для строений, принадлежащих
крестьянам и подлежащих обязательному страхованию, назначается
одинаковый или на всю губернию, ил по уездам, с разделением строений
на разряды по материалам, из которых они построены, и по их хозяйственному
назначению;
12…с поступлением застрахованного строения к другому владельцу,
на сего последнего переходят все права и обязательства по страхованию;
13…О перестройке или ломке… владелец обязан непременно или уведомить
прямо страховое управление, или заявить для такового уведомления
волостному начальству;
17…Страховые платежи вносятся: по обязательному страхованию вперед
в сроки, которые установлены для взноса земских повинностей и
по добровольному страхованию вперед за каждый год.
18… Страховые платежи за общественные строения… относятся на
те суммы, из коих содержатся сии строения;
22… вознаграждаются и владельцы застрахованных строений, сломанных
при тушении пожара;
- ещё и наказания должностных лиц за передержку страховых взносов
1% суммы, если без злого умысла…»
…
|