Самоуправление — право, которое нужно доказать

О судьбах России не пишет разве что ленивый. Все все знают. Но начинаешь вчитываться — и приходишь к выводу, что большинство умопостроений является плодом досужих вымыслов людей, не покидающих переделов МКАД. "Запустить руку" в живую повседневную жизнь, ощутить её пульс где-нибудь в Урюпинске — на это способны немногие. Ещё лучше, когда непосредственное наблюдение производит человек с научной жилкой и системным мышлением, опирающимся на громадную эрудицию. Таков наш сегодняшний собеседник — Вячеслав Леонидович Глазычев, профессор Московского архитектурного института, эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Под его руководством состоялось несколько экспедиций по городам и весям Поволжья. Мнение В. Глазычева тем более интересно, что Госдума, наконец-то, приняла окончательно новую редакцию закона о местном самоуправлении. Беседу с ним провел Максим АРТЕМЬЕВ.

- Каковы основные итоги экспедиций?

Глазычев В.Л.: Они заключаются в подтверждении древней русской пословицы — "Что город, то норов". То, что вселяет надежду — это реально состоявшаяся кадровая революция. Я говорю об этом абсолютно серьёзно, потому что уже достаточно пожил и немало видел. Тип руководителя на уровне районной или городской администрации, за редчайшими исключениями, совершенно другой, чем ранее. Гораздо лучше образованный, повидавший мир, активный, все чаще готовый к проектному мышлению.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития местного самоуправления в России, есть ли для него предпосылки, соответствует ли оно российскому менталитету?

Глазычев В.Л.: Нет оснований говорить о менталитете россиян, предполагая какую-то этнокультурную особенность. Но есть последствия десятилетий советской жизни, в которой никому в голову не приходило интересоваться мнением людей "внизу". И люди внизу к этому привыкли. Очень большая пассивность — факт. Второе — социальная неграмотность на всех горизонтах. Люди не различают между областями, в которых непременная вещь — профессионализм, и теми, в которых непременная вещь добротный здравый смысл. Только разведя эти области деятельности можно говорить о рациональном построении местного самоуправления.

Вопрос водопровода — не вопрос голосования. Сечение труб, мощности насосов — это просто нужно знать. И на незнании всего этого провалились градоначальники первой демократической волны, которые совершали колоссальные ошибки, их очень легко было обманывать. За ними пришла когорта крепких хозяйственников. Второе неразличение: мэр — это политик или управляющий? (Сити-менеджер, говоря по-американски). Пока при чудовищном состоянии инфраструктуры в городах и большой пассивности людей востребованность в сити-менеджере гораздо выше. Там где это хорошо получается, как в Чебоксарах, где мэр настоящий управленец, — это хорошо. Там, где начинается выяснение отношений между мэром и региональной властью, там, где политика выходит на первый план, вот там все плохо. И города приходят в упадок, как, например, Йошкар-Ола.

Но самоуправление — это ещё и право, которое нужно доказать. Из 25-30 районных центров, которые, как правило, есть в одном субъекте федерации, претендовать на это могут пять. Те, у кого есть программа развития, умение считать, доказанная система обратной связи с жителями. Наши исследования показали — никакого прямого соответствия между уровнем и качеством жизни и тем, назначен или выбран градоначальник, не просматривается. Это говорит о том, что подлинное самоуправление пока существует в виде редких исключений. Мы сталкивались с такими ситуациями. Например, небольшой город Самарской губернии Похвистнево, где замечательно отработана схема участия жителей, и реальные советы территориального общественного самоуправления, и прозрачность бюджета. Но это добрая воля градоначальника. А в каком-нибудь большом Балаково Саратовской губернии попытки его учредить были задавлены. Поэтому ситуация варьирует по стране чрезвычайно. Я очень боюсь любых твердых, однозначных схем, из-за чего у меня и ещё нескольких экспертов был долгий спор с Дмитрием Николаевичем Козаком. И пока обе стороны расстались, до конца друг друга не поняв.

- Можно ли говорить о ведущей роли первого лица, о продолжении традиций реформаторского государства, преобразующей косную массу?

Глазычев В.Л.: Это не совсем так, потому что масса не такая уже косная. Возникают довольно внятные структуры среднего и малого бизнеса, что особенно заметно в небольших городах. Это своего рода влиятельный клуб, и мало-мальски разумный градоначальник не может не считаться с мнением этого "клуба", к помощи которого он постоянно вынужден взывать. Он уже не петровский сержант, но гигантская роль первого лица в организации команды по-прежнему определяет успех дела на 95%. После проектного семинара, который мы провели в Лаишевском районе Татарстана, казалось бы, такого пирамидально управляемого и монолитного, глава администрации района ввел должность своего заместителя по развитию. Это очень важно, потому что ему надо отчитываться именно о развитии. Такие бюрократические ходы имеют принципиальное значение. Повторяю, люди, способные активно участвовать в управлении есть, и во всём мире их меньшинство. Весь вопрос — в мобилизации ресурсов этого меньшинства, и если оно мобилизуется как младший партнер, это уже огромный шаг вперед. Если когда-то оно отмобилизуется исполнительной властью как равный партнер, это будет следующий колоссальный шаг. Подозреваю, что на это уйдет поколение, не меньше.

- Нашли ли вы предпосылки вызревания гражданского общества?

Глазычев В.Л.: Немножко этого есть. Например, я был приятно поражен, когда в райцентре Рузаевка в Мордовии обнаружил очень активную молодёжную организацию, охватывавшую и студентов, и молодых специалистов, и даже старшеклассников. Действительно активную, рационально мыслящую — на нашем семинаре они вступили в конструктивный диалог с федеральными и городскими чиновниками. В одном случае в Оренбуржье чрезвычайно активными оказались молодые люди из РСМ, экс-комсомола. Они разработали очень добротный проект скорой социальной помощи, учитывая отдаленные расстояния между селами. Где-то активно работают женские комитеты. В посёлке Восточный Омутнинского района Кировской области женский "клуб" всерьёзботал проект и начал его реализацию — обеспечение занятости "молодых" бабушек, "молодых" пенсионерок, из нуждающихся семей, где взаимопомощь советом, правильным рецептом выходит на первый план.

- Принято хвалить Татарстан и Башкортостан за то, они провели реформы по-своему, и темпы развития у них, соответственно, выше. Какой вам видится ситуация?

Глазычев В.Л.: Все, пожалуй, обстоит сложнее. Если б я не поработал в Татарстане, у меня было бы более простое отношение. Ситуация в Татарстане очень характерная — он заметно теряет темп. Была выгодная конъюнктура, выгодные особенные бюджетные отношения с федерацией в ельцинскую эпоху, и пока это ещё обеспечивает более высокие темпы развития относительно соседей. Но эти ножницы быстро закрываются, и даже отнюдь не самые продвинутые регионы, вроде Оренбургского, быстро нагоняют. Через несколько лет ситуация сравняется. Сама эффективность монолитного государственного управления оборачивается своей противоположностью. Я работал в районе Татарстана, где при всей декларативной поддержке сельского хозяйства создана ситуация, при которой монопольный скупщик молочной продукции душит все типы хозяйств, независимо от формы собственности. Там накоплена очень большая энергия для следующего рывка, если не произойдет неприятных глупостей после ухода лидера. Опасность такая есть, потому что реальная альтернатива, очевидная для всех, пока не просматривается. И могут быть тяжелые провалы в экономике.

В Мордовии, где не в меньшей степени все "схвачено" кланом, стоящим у власти, гораздо большая свобода самовыражения в бизнесе, поскольку власть интересуют только "ведущие" сферы экономики. А вот, скажем, Чувашия, не имеющая ни нефти ни газа, где очень просвещённое руководство, за последние годы дала очень впечатляющие темпы роста. Вложение в интеллектуальный капитал, развитие интернет-сети, не только сети пользователей, но управленческой, прозрачность информации. Но при этом республика небольшая и умное начальство думает обо всем. В результате мера активности внизу снижается. Не потому, что её хотят давить, а потому, что она смиренно затихает перед авторитетом.

В Татарстане наблюдается огорчительная тенденция, когда слишком большие деньги тратятся слишком быстро без широкого обсуждения. В результате часто нерационально. В Альметьевске открыли роскошную гимназию с мраморным полом. Но в школе это нецелесообразно — или шишек набьют, или должны по струнке ходить. Это прослеживается во всех вещах, вплоть до реконструкции самой Казани к её юбилею.


Опубликовано в газете "Независимое обозрение", №034, 24.09.2003

См. также

§ Казус или тренд?

§ Возможна или нет единая схема устройства местного самоуправления в России?

§ Генпрокуратура? Ликвидировать как класс

§ Замкнутый круг

§ Вы, наверное, будете смеяться, но, кажется, жить стало лучше!

§ Надеюсь, что ипотечную программу правительство выдержит

§ О серии семинаров в малых городах Приволжья

§ Интервью о семинаре в Омутнинске

§ Магнит и опилки



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее