Обманутые карьерные ожидания сотен тысяч
молодых людей серьёзная угроза для общества. Группа экспертов
под руководством профессора Московского архитектурного института
Вячеслава Глазычева объехала дюжину городов от Калининграда
до Владивостока. О том, к каким выводам они пришли, корреспонденту
"РГ" рассказывает руководитель проекта Вячеслав
Глазычев.
- Вы изучали ситуацию с образованием лишь в крупных
городах России?
Глазычев
В.Л.: Наряду с миллионными городами мы работали
в "стотысячниках" и малых городах. Главный наш
вывод прост: ситуация куда многообразнее, чем принято думать.
Если в одних местах, как, к примеру, в Тюмени, филиалы университетов
служат скорее кормушкой для их руководства, то в других
местах, напротив, они выполняют незаменимую роль для сохранения
нормального соотношения человеческих сил в регионе.
Россия напоминает сейчас гигантское лоскутное одеяло, поэтому
любая попытка найти усредненное решение проблемы для всех
и вся заранее обречена на провал.
- В прошлом году начались массовые проверки вузов и
их филиалов. Вы полагаете, этих мер недостаточно, чтобы
положить конец халтуре в высшей школе?
Глазычев В.Л.: Конечно, бороться с липовыми
филиалами и институтами нужно и административными мерами,
но я бы не преувеличивал их эффективность. А вот когда через
несколько лет сотни тысяч молодых людей с высшим образованием
не найдут работы, новые абитуриенты в эти вузы уже не пойдут.
Работодатели ориентируются неплохо. Они точно знают, выпускники
каких вузов ничему в них не научились, чего, увы, не скажешь
о родителях, которые отправляют своих детей в слабые вузы.
- Но цель номер один для студентов уйти от армии,
а не получить знания...
Глазычев В.Л.: Скоро в армии будут служить
один год, и позорная дедовщина исчезнет сама собой. Реформа
призыва поможет решить проблемы высшей школы. Но не все.
Армейский резон при поступлении в вуз не главный. Ведь
и сейчас девочек в институтах куда больше, чем мальчиков.
У нас в Архитектурном
их в три раза больше.
- Вы недовольны их подготовкой? Вообще уровень студентов
сейчас ниже, чем раньше?
Глазычев В.Л.: Нет. Выше, конечно. Большинство
педагогов недотягивают до этого уровня. Компьютерная грамотность
студентов куда выше, чем у преподавателей. Многие мои коллеги
шарахаются от компьютера как черт от ладана. Это беда, потому
что если мы теряем общий информационный горизонт, то автоматически
теряем и контакт со студентами.
Нынешнее поколение студентов выросло с прямой спиной. Они
свободно ездят по миру, учась на ходу, читают, что хотят.
- Вы проводите в Нижнем Новгороде конкурс студенческих
работ, привлекая студенчество к решению городских проблем.
Действительно рассчитываете, что студенты смогут предложить
толковые решения проблем региона?
Глазычев В.Л.: Мы предложили студентам восемьдесят
тем по экономике, социологии, экологии, краеведению и так
далее. И когда студент даже не вуза, а техникума из Ижевска
представил на конкурс добротный экономический анализ кризиса
местного хлебозавода и предложил свой вариант кризис-менеджмента,
это замечательно. К тому же не забывайте: студенческая работа
это ведь ещё и работа руководителя, преподавателя.
На Социальном
форуме, который прошел прошлой осенью в Перми, Абаканский
университет, например, запрашивал средства на то, чтобы
в рамках студенческой практики оказывать юридическую поддержку
в отдаленных селах района. Отлично.
Я сейчас занимаюсь городком Зея, что недалеко от Благовещенска.
Число рабочих мест там значительно уменьшилось и будет продолжать
уменьшаться по мере того, как ГЭС, ранее градообразующее
предприятие, оптимизирует свою работу. Как быть: продолжать
вымаливать инвестиции на ненужное стране производство или
найти резервы для совершенно нового проекта? Все это вопросы
непростые. Где вузы, которые этому учат? А без мобилизации
интеллекта высшей школы, привлечения его к решению реальных
задач региона и города, где находится учебное заведение,
вряд ли что-то получится.
Иногда, работая в административных районах, мы встречаемся
с парадоксальными ситуациями. Я не ожидал, например, что
в Татарстане, с его пирамидой жёсткой власти, скоплена огромная
творческая энергия людей, тогда как при прогрессивном руководстве
Чувашии проявилась их странная пассивность. На самостоятельное
мышление люди там меньше "заточены".
- В прошлом году число поступивших в вузы превысило
число выпускников школ на триста тысяч человек. Это хорошо
или плохо?
Глазычев В.Л.: Не забывайте, как много людей
устремились в вуз за вторым дипломом. Мы сегодня имеем дело
с феноменом всеобщего высшего образования. На фоне демографического
спада, который наблюдается, это естественно. К 2008 году
число выпускников школ сократится на треть. При замораживании
нынешней ситуации избыточность предложения на "рынке"
образовательных услуг вскоре приведет к исчезновению конкурса
при приеме в вуз. Печальные последствия при этом очевидны.
- Где же выход?
Глазычев В.Л.: Система бакалавриата и магистратуры,
которую предлагает министерство образования и науки, разумный
ответ на запрос общества. Четырехлетний бакалавриат массовое
образование, а магистратура элитное.
Ещё я очень надеюсь на становление университетских округов
с естественно сложившимися связями между университетами.
Когда Оренбургский университет, соединив усилия с Орским,
имеет филиалы в Башкирии или Казахстане, это значит, что
проведена новая граница, обозначив реальную сферу влияния.
Объединение учёных советов, перекрестный приём экзаменов
все эти возможности мог бы дать университетский округ.
Тогда мы стягиваем лицеи, гимназии, колледжи, университеты
в единую сеть. Есть, скажем, Ярославский университет, сильный.
И Костромской, послабее. В перспективе Костромскому не выжить,
если он не вольется в округ вместе с Ярославским. Конечно,
такие решения не должны приниматься сверху. Они должны вызреть.
Нужен постоянный, независимый мониторинг ситуации. К примеру,
что будет происходить на Дальнем Востоке, когда через два
года число студентов уменьшится вдвое?
- Придут китайцы?
Глазычев В.Л.: Они там уже есть, но предпочитают,
чтобы педагоги ездили к ним в города приграничной зоны.
Речь о другом. Россия всегда жила, расширяясь, а сейчас,
при уменьшающемся населении, нам надо учиться решать иные
задачи вроде создания экологических заказников в запустевших
зонах расселения важнейший ресурс для будущих поколений.
- Ваше отношение к Единому госэкзамену?
Глазычев В.Л.: Я внимательно читал тесты
ЕГЭ. По русскому языку и литературе, на мой взгляд, они
очень недурно построены, а по биологии я пришел в ужас.
Запоминать какие-то детальные схемы генетиков без общего
понимания природы живого это нонсенс. Вообще же Единый
госэкзамен довольно точно диагностирует положение дел в
школах. Когда знания проверяют в своей школе по своим правилам,
то объективной картины не получится. Мы проанализировали,
какую картинку перепадов по разным районам одной губернии
дала сдача Единого госэкзамена, и сразу проступило: на некоторые
районы надо срочно обратить внимание, там дело плохо.
- В связи с этим вопрос: школы боятся административных
решений...
Глазычев В.Л.: Какие-то учебные заведения
всё же придётся закрывать. Не может быть полноценного образования
в школе, где слишком мало детей и один учитель ведет все
предметы. Вопрос в том, как закрыть, чтобы люди пострадали
как можно меньше.
Важно избежать схематизации, бережно относиться к реальному
многообразию и по возможности поддерживать сильных, укреплять
их.
Положительный пример? Пожалуйста. Вурнары
маленький районный центр в Чувашии. Там есть лицей с техническими
и гуманитарно-ориентированными классами. Детей туда присылают
даже из отдаленных городов. Налажена прочная связь с Чувашским
университетом, преподаватели приезжают, ведут уроки. Дети
в форме, спроектированной специально. Не дорогой, но очень
приличной. Даже то, как оформлен зал, как оформлены кабинеты,
как ведут себя дети, говорит о многом.
Ещё один пример городок Акбулак на самой границе Оренбургской
области и Казахстана. Местная власть там делает все, чтобы
вкладывать в молодёжь и детей. Отличный спортивный комплекс,
хореографический класс, для которого девятиметровое зеркало
довезли по ужасной дороге, выделили квартиру хореографу.
Есть филиал университета, связанный с Оренбургом Интернетом.
Если всё это убрать, то район
обезлюдеет. Сменится состав населения. Русское население
будет выдавлено казахским, тогда как сегодня казахское население
ассимилируется в русскую культуру. В других районах той
же области этого не происходит.
Надо иметь доверие к добрым намерениям людей на местах.
Даже в самых депрессивных районах России обнаруживаются
замечательные точки
роста, дающие повод для сдержанного оптимизма.
|