Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Из-под крана

Известно, что неинформативных текстов не бывает - случаются читатели, лишённые любознательности. Кто о чем, а я все о том же жилищно-коммунальном хозяйстве.

Стало интересно, что по этому поводу несут в массы нынешние политические партии.

По обыденным сюжетам (казалось бы, для избирателей наиболее интересным) составители партийных программ проявляют странную сдержанность, легко соскальзывая в полный вздор.

По массе начнём с "Единой России":

"Мы планируем установить жёсткий предел, выше которого тарифы не смогут расти".

"Контроль над работой "естественных монополий" (будь то в области энергетики, ЖКХ или железнодорожного транспорта), осуществляемый в интересах всего населения страны, остается ключевой позицией, которую политическая партия "Единая Россия" будет отстаивать везде и всегда".

Каким образом "Единая Россия" хочет установить жёсткий предел роста тарифов? Пусть рушится небо, была бы утверждена справедливость? Что имеется в виду: предельная величина цены, скажем, на газ? В рублях, или в долларах, или в евро? Или речь о предельной доле доходов семьи, направляемых на оплату ЖКХ? Доходов официальных или лучше говорить о предельной доле расходов семьи?

Что имеется в виду под контролем и как, какими силами предполагается осуществлять партийный контроль над обоснованностью затрат на ремонт водопровода?

Все эти вопросы лишены смысла, поскольку партия всерьёзк этой проблеме не относится.

У "Родины" и коммунистов нет ничего - мелочи жизни им не интересны. Главное - власть!

"В сфере жилищно-коммунального хозяйства: сохранить субсидии государства населению с низкими доходами. На такие дотации сейчас имеют право семьи, доля оплаты услуг ЖКХ в доходах которых составляет 22% и более. Мы предлагаем снизить этот показатель до18%".

Программа Партии пенсионеров, в целом тяготеющая к конкретности, в данном случае демонстрирует странную робость: вопрос о размере адресных дотаций имеет принципиальное значение, но он по крайней мере требует специального экспертного обсуждения с участием самих адресатов помощи, тщательного исследования и расчета - снижение порога до 18% (почему не до 15 или 10%?) никак не мотивировано, и нет намека на способ определения такого порога.

"Допуск малого и среднего бизнеса; конкурсы на управление монопольным сектором; временное снижение тарифов для лиц, установивших счетчики, и товариществ жильцов, самостоятельно выбирающих подрядчиков; аудит тарифов монополистов; введение типовых договоров на оказание услуг ЖКХ; сохранение за бюджетом расходов на капремонт".

Есть некая странность в том, что "Яблоко", от которого С.С.Митрохин годами работал с экспертами над проблемами жилищной политики и ЖКХ, теперь, когда он стал замом Явлинского, ограничилось перечислением банальных лозунгов. В деле ЖКХ, как и в любом реальном деле, дьявол кроется в деталях: как осуществить аудит, имея в виду не только финансовый (по предъявляемым отчетам), но и технический анализ операций? Откуда именно взять гигантские суммы бюджета на капитальный ремонт и о каком именно бюджете идёт речь - федеральном, региональном, местном? Как создать условия для вызревания дееспособных ТСЖ - товариществ собственников жилья?

Понятно, что столь обобщенный документ, как партийная программа, не должен быть разменен на тысячи деталей, но курс на такую работу вроде бы должен быть обозначен.

"Формирование эффективно работающей системы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, удовлетворительных по качеству и цене".

"Перевести ЖКХ на рыночные принципы функционирования".

"Сформировать предпосылки развития немуниципальных форм управления в многоквартирном жилищном фонде".

"Превратить управление и обслуживание жилищного фонда в рынок для частного бизнеса, минимизировав присутствие и административное воздействие муниципальных властей на этот рынок".

"Создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу коммунальных услуг, в первую очередь по тепло- и водоснабжению".

"Прекратить дотирование монополий, дотировать бедных".

Один важный пункт в программе СПС давно уже взят правительством на вооружение - адресное дотирование необеспеченных семей; другой вопрос, что технология учета действительно нуждающихся семей не отработана, но именно об этом в программе нет ни слова. Что касается фразы о переводе ЖКХ на рыночные принципы функционирования, то, не сказав, как именно это можно и нужно делать, партия фактически лишь сотрясла воздух. Загадочные "немуниципальные формы управления" (скорее всего, имеются в виду те же ТСЖ) и их ещё менее внятные "предпосылки" остаются тайной.

Разумеется, муниципальный контроль над жилищным фондом не вызывает восторга, но по меньшей мере наивно полагать, что некий частный бизнес по природе своей окажется более эффективным: представления бизнеса об эффективности и представления его клиентов о качестве услуг совершенно не обязательно совпадают. Главное, однако, в том, что проблемы ЖКХ принципиально различны для крупных, средних и малых городов, для поселков и деревень и, только отстроив разные программы для типов поселений, можно продвинуться к решению отчаянно трудной проблемы ЖКХ.

"Пересмотр принципов и сроков реформы жилищно-коммунального хозяйства".

Опять удивительная робость! Партия социальной справедливости явно хочет сказать: отложите реформу ЖКХ, пока все её принципы не обсуждены и по ним не выработано общественное согласие. Но не решается это сделать - вдруг начальство обидится.

"Осуществление модернизации и качественного улучшения жилищно-коммунального хозяйства на основе предоставления государственных кредитов и бюджетных ассигнований. Обеспечение опережающего роста доходов населения по отношению к темпам роста тарифов на воду, свет, газ и тепло, адресная компенсация части расходов на оплату коммунальных услуг. Введение муниципального заказа на ряд жилищно-коммунальных услуг, введение государственных социальных стандартов их качества".

"Возрождение" есть партия мечтателей: опережающий рост - это откуда? Кто и как будет формировать муниципальный заказ?

"Нельзя допустить чрезмерного бремени оплаты коммунальных услуг гражданами, зарплаты которых далеки от уровня европейских и американских; в оплате коммунальных услуг должны участвовать в разумных пропорциях сами граждане, государство и богатые люди".

"Республиканская партия" тоже не обременила себя напряженными трудами, добавив к мечтаниям старый лозунг: делиться надо, господа! Осталось понять, что такое "разумные пропорции".

Ну-ну, место барабанщиков по кастрюлям уже занято давно. Если все эти ребята ("зелёные", "слоны", лимоновцы и пр. вообще в бытовые темы не играют) именно так хотят привлечь на свою сторону остаточный разум популяции, то им пора задуматься.

Прошлый раз мы убедились в том, что летом 1917 года левым партиям было что сказать.


Опубликовано в "Русском Журнале", 28.03.2005

См. также

§ Археология партийного строительства

§ О конструктивном отчаянии

§ Требуются 200 000 ангелов

§ Контент-менеджмент

§ Социальное меню в программах российских партий

§ Quem Di Perdere Volunt...


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе