В середине девятнадцатого века граф Валуев,
знавший тенета бюрократии не понаслышке, как-то заметил: "Все
правительственные инстанции уже ныне более заняты друг другом,
чем сущностью предметов их ведомств. Высшие едва успевают наблюдать
за внешнею правильностью действий низших инстанций; низшие почти
исключительно озабочены удовлетворением внешней взыскательности
высших".
Будто сейчас сказано.
Мы уж вроде приучёны к тому, что "медвежий" наш парламент со
свойственным ему изяществом (как гласит пивная реклама) склонен
принимать решения столь же быстрые, сколь и непродуманные. Однако
же новейший его вольт хоть кого изумит.
Аккурат под первое апреля депутаты Мокрый,
Жидких и Огоньков (страна да знает героев своих)[1] внесли законопроект, зарегистрированный под номером 284354-4.
Из Пояснительной записки: "... предлагается
внести в Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" положение, согласно которому органы государственной
власти смогут осуществлять отдельные полномочия органов местного
самоуправления столиц субъектов Российской Федерации. Законопроект
предусматривает не обязанность, а право региональных органов власти
участвовать в разрешении наиболее острых социально-экономических
проблем, возникающих в крупных городах России".
За невинностью формулировок внимательные граждане усмотрели первый
шаг к ограничению права жителей крупнейших городов на самоуправление.
Поднялся шум, в коем и мне довелось подавать голос. Когда случилось
чудо, и законодательная троица сняла законопроект с рассмотрения,
наиболее чуткие граждане усмотрели в этом некий подвох, но понять,
что же стоит за лёгкостью отхода законодателей на исходные позиции,
не могли. Многим, и мне в том числе, казалось, что была обычная
разведка боем: попробовали, без шума не получилось, вот и отказались.
Не тут-то было.
19-го октября, без указания даты (что в данном случае немаловажно)
та же троица, к которой для усиления примкнул депутат Сарычев,
под тем же номером 284354-4 внесла на рассмотрение совершенно
иной по содержанию законопроект. В нем говорится:
... "2. В административных центрах, столицах
субъектов РФ законом субъекта РФ осуществление местного самоуправления
предусматривается либо в границах административного центра,
столицы субъекта РФ, либо на внутригородских территориях административного
центра, столицы субъекта РФ.
3. В городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге, административных центрах, столицах субъектов
РФ установление и изменение границ внутригородских муниципальных
образований, их преобразование осуществляются законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, законами субъектов
РФ с учетом мнения населения".
Если слово "либо", вроде бы указывающее на то, что где-нибудь
в Новосибирске, Смоленске или Самаре всё же туземцам может быть
оставлено право избирать мэра и городскую думу, прочтено в этом
либертинском смысле, то не стоит заблуждаться. В пояснительной
записке ведь ясно сказано: "Законопроект предусматривает возможность
осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях
административных центров субъектов РФ. В этом случае местное самоуправление
на городском уровне осуществляться не будет...
Регулирование вопроса о том, на каком уровне будет осуществляться
местное самоуправление в административных центрах, столицах субъектов
РФ, законопроектом отнесено к полномочиям субъектов РФ".
Полагаю, что формула "с учетом мнения" никого в заблуждение ввести
не может. Значит, московская модель с фальшь-фасадом МСУ на уровне
муниципальных округов!
Такие мелочи, как нарушение Регламента
Государственной думы иного содержания проект внесен, без
даты, под тем же номером значения, надо полагать, не имеют,
так что закон за милую душу примут в первом чтении уже 8 ноября,
"мнением населения" нимало не озаботясь.
Октябрь бежит к концу, а закон должен вступить в силу с 1 января
2007 года, так что со вторым чтением разберутся быстро.
Вопрос: зачем вдруг?
Ответ лежит на поверхности. На недавних выборах в восьми регионах,
хотя "ЕР" и одержала убедительную победу по совокупности, хотя
план и был выполнен, проступило со всей ясностью, что жителям
крупных городов самоотождествление "партии власти" с президентом
Путиным убедительным не показалось. Явка была низкой. В иных городах
очень низкой, на грани фола. Впереди большие выборы в Госдуму,
и логика тех, кто выпихнул на авансцену четверку храбрецов, понятна.
Поручить губернаторам обеспечить и явку, и правильное голосование,
дабы сомнений в удержании большинства за "Едром" не было, а то
ведь вроде пошутили с ПЖ-ПП, ан кое-где шутку не поняли в Тыве,
к примеру, и отдали не рожденному ещё гибриду треть голосов.
То, что саму идею новации губернаторы примут с восторгом,
сомнения не вызывает. Они давно с завистью смотрели на Лужкова,
так что идея наконец-то зачистить поле от мэров, нередко дышащих
им в затылок, милое дело. То, что сама новация приведет их в
восторг, рождает некие сомнения. Одно ведь дело отвечать за электоральное
поведение жителей глубинки, и совсем другое жителей тех же Нижнего
Новгорода, Саратова или Екатеринбурга, замеченных в немалой строптивости,
когда на них неприкрыто давят сверху.
Уяснить логику подлинных авторов законопроекта могу. Понять её
сложнее. Вместо того чтобы обучить "медведей" как-то осмысленно
работать с проблемами крупных городов, взять да и унизить как
минимум 20 миллионов человек? Как там, в рекламе: "Вкус есть,
а мяса нет. Не понимаю!". Интересно, задумывались ли авторы
законопроекта о том, что их детище может привести к прямо противоположному
эффекту? Ведь опустить даже призрак МСУ на уровень ниже общегородского
(добавим сюда чудовищный беспорядок, неизбежно сопровождающий
всякую административную реформу) подарок оппозиции, о котором
та и мечтать не могла.
Полагаю, что наскоро сляпанный законопроект ко второму чтению
несколько поправят, спохватившись, что целью является тотальность
власти исполнительной, тогда как городские думы, хотя бы в том
весе, какой они имели при Александре III и Николае II, неким фортелем
надлежит в новый порядок встроить, а то перед Европой неловко.
Конечно, могу ошибаться, но думается, что опыт графа Валуева
надлежит изучать более внимательно. Цитирую: "У
нас сам закон нередко заклеймен неискренностью. Мало озабочиваясь
определительной ясностью выражений и практической применимостью
правил, он смело и сознательно требует невозможного".
|