Я подхвачу тему, которую задал коллега, но с несколько неожиданной
стороны. Поскольку мне удалось изучить
состояние дел в 200 городах в малых городах и районных центрах
хотя бы одного округа, это даёт основание для некоторых моих
суждений. Первое: более половины населения сумело удвоить внутренний
семейный продукт следовательно, население функционирует более
эффективно, чем государственная машина. Подавляющая часть мелкого
и среднего бизнеса на этом горизонте сумела упятерить свой внутренний
продукт следовательно, они работают более эффективно, чем большая
система. Из этих наблюдений возникает слабое подозрение, что главным
препятствием является поразительно низкая квалификация власти
на региональном и федеральном уровнях, которая существенно отстает
от квалификации на низовом уровне. Это мое личное суждение, но
оно мотивировано.
Если выводить на главную проблему, главную развилку, то, на мой
взгляд, удвоение ВВП начинается с уборки помойки, в которую превратилась
страна за множество десятилетий помойки экологической, демографической,
этической и какой угодно. Этот вопрос на самом деле решается одинаково
на всех горизонтах и, при всем разнообразии по точкам и по регионам,
единообразно по всей стране. Помойка универсальна, она присутствует
от московской
и петербургской
митрополии до последней деревни, в которой осталось три жителя.
Это и есть форма потенциального консенсуса, о котором говорил
уважаемый коллега прибраться в доме, на этом людей можно собрать.
Это трудно, это требует энергетического ресурса, но это возможно.
Вторая принципиальная позиция: Я убежден, что попытка работать
напрямую сразу с большинством населения принципиально порочна.
Нас должны интересовать те 2-3 % населения, которые по универсальному
социально-психологическому закону имеют и повышенный IQ, и повышенную
энергетику, и повышенную этическую ориентацию. И эти люди, как
показывают наши исследования, объясняют все десятку других, это
люди ключ к массе. Вытаскивание, мобилизация ресурса этих процентов
задача, которая не решается ни законодательным образом, ни прямым
линейным управлением. Эта проблема решается только
задачей выдвижения проектов, в том числе ликвидации помойки,
проектов, которые строятся на каждом уровне, в каждом сообществе
через тех лидеров, которые есть. К несчастью, партии пока на это
не вышли, но экспертное сообщество двигаться здесь можно.
Поэтому я бы обратил внимание на «помойку» в голове, потому что
сейчас я получают от региональных властей программы развития.
За этим листом все тот же советский список мероприятий, нет ответа
на два простых вопроса, нет его и у федеральной власти: где
предмет линейного управления, где предмет рамочного регулирования,
где предмет, к которому вы, уважаемые власти, не имеете никакого
отношения? Нет этого вопроса. Мы отвечаем, якобы за все отвечает
власть то есть, ни за что. И второе: вопрос о приоритетах. Ни
один уровень региональной власти, с которым я работал, обозначить
приоритеты не мог, он размазывал опять маленький кусочек масла
по большому куску хлеба, всего бы немножечко побольше.
Только давлением экспертного сообщества можно заставить власть
назвать, наконец, приоритеты, которых не может быть больше трёх,
иначе это не приоритеты, а обычная болтовня.
Итак:
- ликвидация помойки;
- выбор приоритетов;
- требование к власти определить меру её власти и ответственности,
и того, за что она не берет на себя ответственность.
Это и есть, на мой взгляд, та развилка, в которой надо определиться.
|