Пространство города, которое человек выстраивает
как будто по собственным соображениям, в какой-то момент в какой?
обретает самостоятельность. Вдруг оказывается, что оно властно
создаёт самого человека. Обитатели разных городов узнаются по
характерному душевному облику, и часто довольно безошибочно. Структуры
и ритмы города отпечатываются в образе, ритмах, скоростях жизни
горожан, создают их темперамент, их душевную стилистику но в
какой мере, с какой степенью жёсткости? Глубокая, органическая
связь города и горожанина чувствовалась, может быть, вообще с
тех самых пор, как начали возникать города особые сгустки среды.
А вот учёные задумались над взаимовлияниями человека и городского
пространства не так уж и давно. С вопросами о том, что наука сегодня
готова об этом сказать, наш корреспондент обратился к доктору
искусствоведения, профессору Московского Архитектурного института,
Вячеславу Глазычеву. Специалист по организации и развитию городской
среды, истории и теории проектирования, В.Л. Глазычев в качестве
эксперта Центра стратегических исследований Приволжского федерального
округа организовал исследовательские экспедиции по двумстам малым
городам Поволжья и серию проектных семинаров в сельских районных
центрах Кировской, Оренбургской и Ульяновской областей, Мордовии,
Татарии, Чувашии.
Вячеслав Леонидович, в какой степени, по Вашим наблюдениям,
город как место повседневного обитания человека вообще формирует
своих жителей?
Глазычев В.Л.: Не самый простой, на самом деле,
сюжет… Сравнительно легко говорить разве что о Петербурге. Давно
ясно, что упорядоченная, очень европеизированная питерская среда
оказывает на человека известное облагораживающее действие.
Мы это прекрасно видим на примере архитектуры и дизайна. В Петербурге
никогда ни на протяжении ХХ века, ни сейчас, не делали такой
безвкусицы, какая для Москвы
или для Нижнего, увы, естественна.
Среда дисциплинирует?
Глазычев В.Л.: Во всяком случае, как-то задает
стандарт, причём совершенно независимо от финансовой стороны
дела. Это как повязанный галстук или фрак: создаёт у человека
чувство «подтянутости». А с ним и чувство того, что в какой
бы то ни было области! выдавать продукт ниже определённого уровня
просто неприлично, «не носят».
Правда, говоря о формирующей «городской среде», имеют в виду,
как правило, характер «сердца» города, городского центра. В том
же Петербурге речь идёт в таких случаях о городе эпохи от Екатерины
до Николая Первого включительно. Отчасти сюда относится и маленький
взблеск конца 19-го начала 20 века. Огромный же массив Петербурга
абсолютно «скобарский», как это у них раньше называлось достаточно
убогий.
Но высокоорганизованный центр, наверное, всё же как-то
диктует характер того, что нарастает вокруг него?
Глазычев В.Л.: Увы, жёсткой, однозначной связи
ни в одном из известных городов не проглядывается. Центр часто
так и остается автономным. Существует, например, имперско-папское
ядро Рима, по-своему восхитительное, и при этом огромный,
безобразный, убогий Рим, и ужасный Милан…
Хотя действительно, среда способна держать своих обитателей в
некоем тонусе. Такое влияние есть у ядра Парижа, у ядра Лондона.
Несмотря на то, что и в Париже, и в Лондоне полно безобразных
районов общей картины они не создают, их словно бы нет: психический
«вес» ядра города, в пропорциональном отношении небольшого, оказывается
неизмеримо большим. Это своего рода гигантская инвестиция, которая
накапливалась веками и теперь отзывается во всем: в деятельности
фирм, в поведении людей, в характере атмосферы в барах или пабах,
а не только в том, что делают художники или дизайнеры.
Конечно, это очень опасно переоценивать, вырывать из всей совокупности
культурных процессов. Но то, что характер среды влияет на форму,
в которой эти процессы происходят, несомненно. Города могут
увеличивать агрессию или несколько её модерировать, смягчать.
Увеличивать чувство радости жизни или подавлять его. Это с трудом
поддается точному описанию хотя всё-таки поддается.
Выходит, обитатели города, лишённого такой мощной исторической
памяти, какой повезло обладать Парижу или Лондону, не имеют серьёзных
шансов на дисциплинирующее (хочется даже сказать облагораживающее)
воздействие своей среды?
Глазычев В.Л.: Отчего же? Тут довольно тонкие связи.
Тем более, что возможно ведь и обратное влияние. Причем разной
степени радикальности.
Сейчас происходит очень любопытный процесс: целый ряд нефтяных
городков на Севере фактически полностью сменил плоть. За 10 лет
они сломали всё, что было построено в советские годы, и построились
заново. Местами это дает просто душераздирающие эффекты: уровень
аэропорта в каком-нибудь Нижневартовске на порядок выше,
чем в Москве или в Петербурге хай-тэковая конструкция.
Там возникают новые музеи на порядок сильнее столичных.
Правда, при этом пока ещё не наросла культура быта, которая бы
качественно преобразила и жилую среду. Такую культуру не выдумаешь
и сразу не создашь: она требует второго поколения людей, которые
воспринимали бы приобретенную собственность как предмет своей
заботы и ответственности.
Возможна при меньших средствах и более мягкая коррекция среды,
по существу не менее действенная. Вот, например, в наших экспедициях
по Приволжскому округу мы столкнулись с одним замечательным
городком, мэром которого стал бывший капитан второго ранга, отслуживший
в Прибалтике. У него в сознании был эталон: Юрмала. И он
стал внедрять эту Юрмалу в свой городишко. Стали стричь кусты,
аккуратно белить бордюрные камни; группы школьников стали убирать
город за умеренную копеечку… И это начинает работать! Люди в принципе
обучаются такой «дисциплине умывания» публичного пространства
довольно быстро когда эталон задан.
Есть ещё один блестящий пример Чебоксары.
10-12 лет назад это была жуткая, безобразная дыра, с гнусным болотом
на месте затопленного старого, тоже поганого городка. Николай
Васильевич Фёдоров, президент республики, своему маленькому мирному
народу задал цель: вырваться вперед, несмотря на отсутствие нефти,
газа и тому подобных прелестей. За десяток лет они эту задачу
в значительной степени решили. Сейчас Чебоксары невероятно чистый
город. Тротуары, правда, ещё в колдобинах денег не хватает,
но у города уже возникает жажда иметь лицо, он даже завел
должность городского дизайнера. Здесь воля имеет гигантское значение
большее даже, чем деньги.
Вот сейчас мы работаем с Ижевском:
любопытное место, где сначала возникли пруд и завод, а город нарастал
вокруг них. А во время войны и эвакуации производства, чтобы
люди могли добраться до работы как можно быстрее, заводы вообще
всаживались прямо в гущу жилых кварталов. В результате получился
сложный меланж из промышленных и жилых зон и гигантский,
самый большой в России промышленный пруд, который воспринимается
как своего рода городское сердце…
И что, такая среда явно тяготеющая к аморфности
тоже поддается осмысленному формированию?
Глазычев В.Л.: Поддается; хотя одной профессиональной
волей проектировщика оформить такое пространство, заново придать
ему смысл невозможно. Вообще, любая городская среда жёстка в одном
отношении: она задает достаточно внятные, устойчивые маршруты,
базовую сеть магистралей. Вот она-то поддается изменению с трудом,
хотя и это бывает. А ткань городская, конечно же, пластична; она
всегда и везде менялась и должна меняться ну, без хамства,
по возможности.
В том же Ижевске мы сейчас пытаемся в диалоге с бизнес-сообществом,
с административно-архитектурным и университетским сообществом,
с городской общественностью, нащупать наиболее чувствительные
точки этой среды и выработать решение ключевых проблем города.
Одна из них скука…
Это, значит, аморфная организация среды «разваливает»
душу городского жителя?
Глазычев В.Л.: Не только она, конечно. Но если
в городе нет комфортного, внятного места, где можно, например,
назначить свидание, он не до конца город, а городских жителей
это, безусловно, упрощает и огрубляет.
Помимо всего прочего, в городе должен быть внятный центр, притом
такой, который обладал бы одним очень важным качеством: всеобщностью.
То есть принадлежал бы всем и каждому. В том же Париже, в двух
шагах от Форума от бывшего Чрева города, на какой-нибудь улочке
Сен-Дени вы найдёте гостиничку с одной звездой, а рядом с «Максимом»,
за углом, в 100 метрах овощную лавочку. Вот такая рассчитанность
на все карманы и на все сословия и придает центру подлинную живописность,
живость, действенность в качестве центра.
Делается ли в этом смысле что-нибудь с нашими городами?
Глазычев В.Л.: Я наблюдал, работая по Приволжскому
округу, несколько пешеходных улиц в центре. Казанская или нижегородская,
хотя она сейчас будет реконструироваться, пока ближе всего
дурному московскому образцу. А вот в Саратове, где денег вложено
гораздо меньше, просто потому, что их не было самая европейская
улица из всех, известных мне сейчас в России. И достигнуто это
за счёт того, что в одном и том же пространстве созданы свои
ниши для людей самого разного социального статуса и уровня: от
вполне состоятельных до студентов с 50-ю рублями в кармане.
На это наложилась ещё удивительная филологическая культура Саратова,
в котором сами названия мест являются частью городской среды.
На той же пешеходной улице Интернет-кафе, например, называется
«Бешеная мышь»! И такого там много.
А Казань, вложившая бешеные по нашим масштабам деньги в свою
улицу Баумана, она же Немецкая, достойных результатов не
получила. Потому что сейчас это место или дорогих бутиков, или
плюгавых пивнушек, и между двумя полюсами нет промежуточных ступенек.
А лишь множество ступенек образует опознаваемую городскую
среду.
Если сердце города обладает этим многообразием, наполнена нишками
и нишами для всех видов активности, есть основания ожидать,
что и температура культуры будет там несколько выше. Насколько
именно сказать трудно; но факт, что без бедных ателье и бесконечных
кафе Монмартра феномен Парижа ХIХ века вряд ли был бы возможен.
Без множества пивнушек и кафе Берлина веймарского времени не было
бы тогдашнего расцвета жизни берлинского «Вавилона» 20-х
годов. Потихонечку начинаем к этому продвигаться и мы. Хотя бы
Москва и Питер сегодня обеспечивают достаточное богатство
выбора а выбор сам по себе уже великая вещь. Городская среда
вообще отличается от не-городской прежде всего многообразием выбора
не важно даже, чего именно: магазинов, парков, маршрутов, кафе,
наконец маршрутов между точками А и Б. Если человек имеет возможность
пройти в одно и то же место не одним путём, а несколькими
(ведь иногда хочется сменить путь просто ради разнообразия)
значит, это насыщенная городская среда. Если же путь у вас прост
как в учебнике математики из точки А в точку Б,
это среда ещё не вполне городская. Всякий нормальный, восприимчивый
человек кожей чувствует такие вещи, хотя дать им жёсткую формулировку
трудно, если возможно вообще.
Тем не менее, науке ведь есть что об этом сказать,
правда? В какой степени подобные закономерности поддаются моделированию
и существует ли такая научная дисциплина, как психология
архитектурных ландшафтов?
Глазычев В.Л.: В самом зародыше. По одной простой
причине: научная, инженерная часть психологии ХХ века работала
только в темной комнате. А в темной комнате моделируются лишь
очень бедные компоненты такого богатства, как городская среда.
Но кое-что делается. Я в свое время переводил книги Кевина
Линча, который пытался исследовать персональные и групповые
карты города. У каждого горожанина ведь своя «карта», в ней что-то
ясно, что-то неясно, тут вообще, как на картах средневековья,
«живут львы» или «люди с пёсьими головами»… Начиная с Линча и
компании Кристофера Александера, например, и по сей день
делаются пока что лишь отдельные работы.
Вот недавно нью-йоркцы издали забавную книжечку, целиком посвященную
маленьким площадям и «пятачкам», где люди проходят или присаживаются.
Грубо говоря, городской скамейке. Американцы озаботились всего
лишь тем, чтобы нон-стоп фотографировать какие-то места, чтобы
выяснить, как себя ведут люди. Как мужчины смотрят на женщин,
как женщины смотрят на мужчин в том или ином месте… И так
на протяжении 10-ти лет. Таким образом обозначались точки естественного
тяготения людей: куда они стекают, где задерживаются… При этом
наблюдалось, как в каждом из таких мест ложится свет, какая ширина
скамейки обеспечивает психическую комфортность, а какая создаёт
дискомфорт… И для каждого места выстраивался своего рода алгоритм,
имеющий огромное значение для инвесторов которые именно здесь
планируют рестораны, магазины и прочее…
Это огромная работа; городские власти, как правило, нигде её
не финансируют. Частных инвесторов редко удается на это подвигнуть,
хотя это бывает, но их больше интересуют интерьерные пространства
торговые моллы, например, а за их стенами трава не расти.
Но делать такие вещи необходимо: это поле, на самом деле, почти
нехоженое. Я, по крайней мере, не знаю ещё ни одного университета
в мире, который делал бы что-то подобное нон-стоп хотя бы в течение
двух десятков лет, а только тогда можно накопить значимый
объем информации.
Слава Богу, в 1961 году вышла книжка Джейн Джекобс «Жизнь и смерть
американского города»: первая гуманитарная критика доктрины модернистского
урбанизма. Но с 61-го уже минуло чуть ли не полвека. И всё,
что делается в основном локально, разрозненно. Я вот перевел
книгу Роберты Грац, ученицы Джекобс, «Город
в Америке: Жители и власти» опыт тридцати лет прощупывания
конкретных городских ситуаций. У нас Григорий Каганов когда-то
сделал маленькое эссе на тему Никитских ворот в Москве. Хорошее,
милое, но оно осталось изолированным.
И всё-таки: есть ли сегодня у отечественных исследователей
идеи относительно того, какими способами можно сделать среду наших
городов вполне, надо полагать, запущенных более «антропоморфной»,
более дружественной человеку? Как выявить резервы её пластичности?
Глазычев В.Л.: Мы начали нащупывать такие способы
ещё в 80-е годы. Один из них: представить себе возможный путь
ребёнка через город. Как только вы высвечиваете среду через какую-то
задачу, понятную любому человеку, это многое дает для профессионального
понимания предмета. В этом отношении очень интересными партнерами
для обсуждения городской среды оказываются ГАИшники, врачи-диагносты,
специалисты по детским правонарушениям… В свое время в Новоуральске,
в результате работы с милиционерами, нам удалось построить карту
наиболее опасных мест в городе, а на её основе разработать план
досветки этих мест. Давно известно: стоит увеличить освещённость
в 2 раза, как в 3-4 раза падает немотивированная агрессия! Свет
всегда подавляет агрессию, за этим стоит какой-то глубокий психофизиологический
механизм. Сделали карту наиболее опасных переходов через дорогу,
и сразу стало ясно, что есть места, где надо всего лишь
передвинуть светофоры и остановки.
Конечно, среду надо формировать, и это имеет смысл делать вполне
активно. Я отнюдь не принадлежу к числу тотальных охранителей,
которые считают, что любой кирпич начала XIX века достоин того,
чтобы его непременно в том же виде сохранять. Правда, это надо
делать терпеливо, внимательно и с известной осторожностью. Тут,
помимо всего прочего, темп очень важен. Если на город обрушивается
стремительная реконструкция, он при самых благих намерениях реконструкторов
всегда начинает трещать.
А вот, например, Эдинбург, который с начала XIX века стал выстраивать
новую систему жилых комплексов, организованных как эстетически,
а не только коммерчески слаженная среда, сберёг замечательное
старое ядро до сих пор дома XV-го века по 7-10 этажей там
торчат под замком и спокойно пережил вторжение и неоромантизма,
и неоготики, и неоклассицизма, и модернизма… Он всё это перемалывает,
потому что не очень торопится.
Так вот, возвращаясь к тому, с чего мы начали. Уже ясно, что
форма города воспитывает, она обладает могучей силой. Соответственно,
воспитывая, культивируя свое пространство, человек создаёт и самого
себя. По крайней мере корректирует. А резервов пластичности
и того и другого мы ещё как следует не знаем. Их предстоит
выявлять. А выявлять можно только через проектное
действие.
У меня был очень любопытный опыт, когда мы проводили один из
проектных
семинаров в Чебоксарах и включили в состав группы московских
дизайнеров студентовстаршекурсников. Они сделали вещь,
которая ни мне, ни президенту Союза дизайнеров в голову не пришла:
предложили скамейку для тинэйджеров. Чем она отличается? Да тем,
что тинэйджеры никогда не садятся на сиденье. Они садятся
на спинку. Ну вот, и сделали скамейку, на которой можно сидеть
только на спинке. Вместо сидений там такие очень уютные уступчики.
Пожилой человек на такую скамейку не сядет ему неудобно.
Значит, во-первых, каждому своё, а во-вторых можно организовать
среду обитания так, чтобы в ней чувствовали себя комфортно представители
самых разных человеческих типов. Очень просто. А в Казани на пешеходной
улице, чтобы на спинку не садились, она утыкана пиками! Вот
вам два разных подхода: один толерантный, а другой полицейский.
К формированию городской среды сказанное относится непосредственным
образом. Профессионал должен быть скромен: элементы культурного
многообразия подвижны, очень меняются поколенчески, и надо сохранять
любопытство и понимание того, что не все образцы можно воспроизводить
без конца. Среда и человек не должны разрушать друг друга, это,
кажется, ясно. Среда чутка к человеку и не травмирует его, когда
человек сам к ней чуток и мягко, в режиме диалога, задает ей
формы, благоприятные для него.
Тут вот ещё о чем стоит сказать. Для полноценной городской жизни
просто необходимы формы устойчивого муниципального бытия. В Европе
они формировались веками, а в России для этого не оказалось времени.
Чуть-чуть начало что-то складываться к началу ХХ века, но было
смято переворотами и прочим. Поэтому опять всё начинается в некотором
смысле с нуля. Я бы сказал так: есть города и не-города. Города
и слободы при
чем-то: военном городке, заводе, гарнизоне, прииске… Названия
«городского», по-моему, достойно лишь такое сообщество, которое
вырабатывает участвующее, хозяйское, ответственное отношение к
той компактной территории, которую занимает. Человек должен чувствовать
городское пространство своим: буквально продолжением самого себя.
Только тогда будут позитивные результаты и вообще серьёзные стимулы
к тому, чтобы этих результатов добиваться.
Там, где культура городского сообщества восходит ещё к XIII-XIV
векам, существовала ответственность за кусок стены, ворота, конкретную
улицу. Вырабатывались институты этой ответственности городское
сообщество. Это имело огромное значение, потому что делало человека
не только жителем, но гражданином, горожанином. Опыт показывает:
для складывания того, что можно назвать в настоящем смысле городом,
нужно, чтобы абсолютное большинство жителей были горожанами как
минимум третьего поколения. Именно третьего, а не второго. И вот
в этом смысле у нас в стране городов просто нет. Ни одного.
Городская история у нас, в свете этого, только начинается. Поэтому
и нет ничего удивительного в том, что «ощупывание» города бытовым
взглядом для лучшего его понимания Европа проходила уже в 60-70-е
годы а мы только начинаем. Нам вообще в этом отношении ещё всё
предстоит.
|