(Проведен
в ЦКП
в 2000 2001 г.г.)
Аннотация
Серия
мастер-классов должна перевести содержание ранее
прочитанного лекционного курса в практический план с помощью полуигровых задач,
имитирующих задачи, реально решаемые в социальной практике.
Предполагается, что студенты, наиболее успешно проявившие себя
в классных занятиях, будут приглашены к участию в пилотных проектах,
объектами которых станут маломасштабные узлы расселения Приволжского
федерального округа. Двойственность средового подхода к решению
задачи предполагает, с одной стороны, преобразование всякой формальной
задачи в задачу для себя, с другой максимальную объективацию
построения контекста конкретной локальной задачи.
Естественно
начать с иллюзорно наиболее простого, едва ли не элементарного когда фокусом
средового поля выступает собственно человек индивидуальный, обладающий телесностью
и уже потому сообразующий себя с местом своего пребывания и по возможности
это место с самим собою. Разумеется, создание телесности места является предметом
профессиональной дизайнерской деятельности, однако базовые принципы дизайнерского
подхода к задаче могут быть успешно воспроизведены в учебной, игровой ситуации.
В нашем случае роль такой ситуации предоставлена «изобретению»
кровати. Второй по сложности задачей того же рода становится ситуация,
когда человек индивидуальный уже в роли человека родового должен обустроить
себя во времени. Среди нескольких ситуаций такого рода мы предпочтем древнюю
игру с часами и календарем. Несколько более высокий уровень проектной
ситуации формируется тогда, когда ставится задача «сыграть» за случайную группу
людей-потребителей продукта, о котором каждый участник такой группы имеет опытное
и, частично, опытно-историческое представление. Формой такой игры становится формирование
задания на проектирование, адресуемое от имени анонимного сообщества потребителей
профессиональному цеху, имеющему собственную логику подхода к задаче. В нашем
случае мы избираем для этой цели задание на проектирование
жилого дома. На следующей ступени мы имеем дело с ситуацией, когда
необходимо «сыграть» за группу потребителей, имеющую шанс и основания трансформироваться
в компактную потребительскую корпорацию, которой предстоит вступить в сложную
систему отношений с другими, значительно более мощными корпорациями, преследующими
собственные интересы. Роль такой корпорации отводится в нашем случае товариществу
собственников жилья. Следующий вариант той же задачи радикально преобразует
ее содержание в том случае, если мы предпочитаем «сыграть» за малое предприятие,
ориентированное на услуги, адресованные малым и средним потребительским корпорациям.
В нашем случае речь идёт о формировании управляющей
компании в сфере жилищного рынка. Ещё более сложной оказывается ситуация
проектирования для случайного, статистического множества потребителей, когда такого
рода проектный результат должен обрести экономическую эффективность в конкретной
социальной и пространственной ситуации. Материалом для проектного рассуждения
оказывается в нашем случае досуговый центр
в Москве. Поднимемся ещё на одну ступень сложности, так как нам предстоит
теперь «сыграть» за реформистское крыло муниципальной власти, ищущее путь повышения
инвестиционной активности в городе в не слишком благоприятной ситуации. В нашем
случае полем для игры становится тема многовариантного формирования корпорации
развития территории. Уровнем выше становится ситуация проектирования социального
действия, когда инструменты коммуникации выходят на первый план, а проектировщик
имеет дело не только с неопределённым множеством индивидов и малых групп, но также
и с социальными институтами, включая политические партии, и с корпорациями разного
рода. Конкретная тема должна будет определиться в ходе предшествующих мастер-классов. На
том же уровне сложности, но в качественно ином материале выступает проектная задача
создания и укоренения новой политической партии выбор конкретной модели партии
из ряда возможных будет определен на предыдущем занятии. Наконец, завершающим
окажется для нашего курса занятие (возможно, что его придётся растянуть на два
мастер-класса), в ходе которого нам предстоит разыграть реалистический проект,
охватывающий содержанием три предыдущих уровня. Речь о проектировании социальной
коммуникации между различными «цеховыми» элитами, в свою очередь имеющей целью
масштабное социальное действие. Тема будет задана не позднее, чем за два занятия
до финального, что позволит произвести определённую подготовку в опоре на существующие
интернет-ресурсы. |