Выступление на круглом столе
"Москва — территория 2000: идея и программы землячеств"

Добрый день, господа. Я должен передать извинения Сергея Владиленовича Кириенко, он, надеюсь, успеет сюда прорваться после встречи со студентами. С ними очень трудно расстаться после того, как три раза запрещали встречи в московских вузах.

Я очень рад, что одна из важнейших тем жизни нашего огромного, суматошного, странного и по-своему всё-таки привлекательного города, вытащена на публичное обсуждение. Смешно мне было бы изображать из себя настоящего знатока проблемы, потому что это требует многих лет серьёзной работы.

К счастью, у меня была достаточно тесная и милая дружба с покойным Львом Николаевичем Гумилевым, первую разрешённую статью которого я печатал в журнале "Декоративное искусство" тысячу лет назад. В мою жизнь всегда входили люди чрезвычайно интересные. Во всем кругу архитектурной художественной интеллигенции, в котором мне приходилось всю жизнь работать, было удивительное богатство людей, приносивших с собой гораздо больше, чем только амбицию, гораздо больше, чем только понятное стремление завоевать столицу, что является обычным для любого столичного города в любой стране. По всем этим причинам, я глубоко не безразличен к идее землячеств. Когда наконец вернули "армянский дом" в Армянском же переулке, я имел честь быть приглашенным армянской общиной, и это было для меня бесконечно важно. Я сталкивался с этой темой ещё как архитектор, озабоченный судьбой многих памятников, не только архитектуры, но и памятников культуры Москвы. С ними — свои драмы.

Я сталкивался, например, с сюжетом дома Абдуллаевой. Это дом в Татарском переулке, который состязающиеся между собой (а может быть, и аккуратно разделяемые) группы татарской общины, десятилетиями пытались вернуть. Таких ситуаций чрезвычайно много. Когда-то я работал в одном из журналов с замечательным Айсором. Совсем крошечная группа, но какая же любопытная!

Мы фактически всерьёзвпервые ставим вопрос, который решают во всём мире. Решают по-разному, удачно и неудачно. Мне доводилось с завистью наблюдать, как к этой великой проблеме подходят в Канаде, где нет разрыва на территории, но какова же явленность всех этнических групп и культур! Какой изумительный музей стоит в центре Оттавы! Войдя в этот музей, каждый человек может по-настоящему проникнуть в историю этого удивительного конгломерата, складывавшегося не просто тяжело — больно. У нас с вами, кроме музея этнографии в Петербурге, и ещё маленького кусочка почему-то в музее восточных культур, ничего этого нет. Нет образа Москвы как замечательного Вавилона, формировавшегося как минимум с конца пятнадцатого века. Москва росла на этом.

Но сегодня важно перестать доверять этот сюжет только историкам. При всем моем почтении и симпатии к ним. При том, что и историкам в этой области нужно многое сделать, чтобы наконец расставить акценты по-людски. Сегодня куда важнее не перестать управлять будущим через управление прошлым. Для Москвы это всегда был любимый национальный спорт.

Нужно начать всерьёзвидеть то место встречи культур, которым Москва была, есть и, дай Бог, будет всегда. Причем сегодня эти культуры представлены гораздо шире. Мы ведь можем говорить даже об ирландской общине в Москве — устраивают же они здесь парад Святого Патрика.

Короче говоря, как москвич, как человек небезразличный к городской среде, я знаю, что богатство среды определяется не зданиями. Хотя как архитектор я должен был бы говорить о коробках и их декоре в первую очередь. Характер среды определяется насыщенностью, многообразием, интересностью поведения людей и людской жизнью в этой среде. Увы, десятилетиями выравнивалась городская среда, строились одинаковые дома, вводились одинаковые программы обучения, и вообще пропагандировался тезис "да здравствует великая общность!" Со времен физического разрушения этой общности прошло уже 10 лет, а мы ещё не перешли эту грань всерьёз. Мы ещё живем в реликтах этой общности, если говорить о Москве. Наверное, пора наконец понять, что нужно для того, чтобы диалог культур в Москве состоялся — прежде всего как предъявление культур.

Помимо культурных аспектов темы, есть и социальные. Это отдельная проблема. Нужны группы адаптации для новоприезжих, для защиты иногородних студентов, обучающихся в Москве. Есть и антикриминальный аспект данной темы, потому что омерзительная политика привязывания ярлыка "криминальности" к определённым этносам является, увы, весьма популярной. Да, в Москве, как и во всём мире, есть этнические криминальные группировки. Но должны ли из-за них страдать сами этносы, их культуры?

Как начинающий политик я тем более обязан быть особенно внимательным к проблеме сохранения и умножения разнообразия городского сообщества. Это — одно из условий выживания Москвы как столицы. Если столица не решает эту задачу всерьёз, она неизбежно проваливается в провинциальность. Мировой город — это город полиэтнический. Если мы хотим оставаться мировым городом, мы должны в этом отношении начать приводить себя в чувство.


Круглый стол "Москва — территория 2000: идея и программы землячеств"

См. также

§ Письменные тезисы к докладу "Власть, собственность, управление в России"

§ Статьи, интервью, заключения на законопроекты и другие работы по Москве

§ Московская альтернатива

§ Экспертный доклад "Московской альтернативы"

§ Интервью "Смета не поспевает за дырой в крыше"

§ Столица-99: Начало политической жизни

§ Рим №3 и его окрестности



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее