Вы признанный специалист и много лет занимаетесь вопросами
пространственного развития и местного самоуправления. Расскажите,
что сегодня происходит с глубинкой России. Верно ли утверждение,
что Россия в значительной степени сельская страна?
Глазычев В.Л.: Суждение, что Россия "в значительной
степени сельская страна", не имеет оснований. Россия страна
урбанизированная, наиболее эффективное сельскохозяйственное производство
фиксируется в радиусе до 50 км от города средней численности.
От 5 до 10 тысяч сельских поселений в ближайшие десять лет исчезнут
на них не хватит людей, так что тратить огромные средства на
прокладку дорог и газопроводов к этим селениям нецелесообразно.
Особое дело очаги уклада малых народов, которым желательно не
мешать. Наиболее интересно формирование новых агрохолдингов, которые
сами прокладывают дороги тогда, когда это им выгодно.
Согласны ли вы, что Русский Север находится в более
тяжелом по сравнению с другими регионами страны положении? Соглашаетесь
ли Вы с прогнозами о том, что надо ждать дальнейшего значительного
оттока и сокращения населения с Севера?
Глазычев В.Л.: Север Северу рознь. Достаточно посмотреть
на Ханты-Мансийский АО, чтобы признать: Севера могут быть и привлекательными,
и богатыми. Некоторый отток необходим в том же Норильске занято
гораздо больше людей, чем надо бы. Такая же ситуация и в других,
отнюдь не северных местах на ВАЗе 2/3 работников лишние по
сравнению с тем же GM в том же Тольятти. Просто на Севере каждый лишний человек
стоит гораздо дороже, чем на юге. Само по себе сокращение численности
до известного предела отнюдь не трагично важна концентрация
населения в нужных местах.
Что можно делать для того, чтобы сохранить и развивать
нашу глубинку? Какова роль развивающих технологий и развивающих
организаций в этом процессе?
Глазычев В.Л.: Нет такой задачи "развивать глубинку".
Есть задача грамотного использования имеющихся ресурсов, есть
задача привести страну в порядок, убрав накопившийся за десятилетия
мусор. Есть задача создания пристойных условий для развития малого
и среднего бизнеса, часть которого и примет на себя функцию развивающих
организаций. Главное, чтобы администрации были заняты именно созданием
условий, не пытаясь считать себя агентом развития.
Существует мнение (особенно в чиновничьих кабинетах),
что достаточно выделять деньги на поддержку деревень и больше
ничего не нужно. Как вы оцениваете перспективы такой работы?
Глазычев В.Л.: Любые деньги можно растратить без
всякой пользы для дела. Главное чтобы деньги (иногда совсем
небольшие) попали в правильные руки. Определить же правильные
руки можно одним способом через конкурс. И не конкурс благих
пожеланий, а конкурс реальных проектов, переведенных на язык бизнес-планов.
Повторю: существенная часть деревень обречена на исчезновение,
но никак не предопределено, каких именно: всегда есть шанс переломить
общий тренд и создать ядро развития, которое будут называть исключением.
Что такое местное развитие в целом? В нашей стране
это довольно новое и не очень понятное направление деятельности.
Что оно должно включать в себя? И как вы оцениваете в этой связи
опыт местного развития, созданный в Архангельской области? Какое
значение этот опыт может иметь для других регионов страны?
Глазычев В.Л.: Местное развитие есть, прежде всего,
дело активного меньшинства, дело лидеров, за которыми могут пойти
люди, преодолевая накопленные годами скептицизм и безразличие.
Ресурсы развития есть всегда, или почти всегда. Мой опыт показывает,
что и в центре Чувашии,
и в дальнем районе
Татарстана, и на далеком Северо-востоке
Кировской области есть люди, способные и выработать, и реализовать
проекты развития. Архангельский опыт Тюрина интересен тем, что
доказывает: даже в тех ситуациях, которые абсолютное большинство
признает "чёрными дырами", можно переломить ситуацию. Это наиболее
ценно, хотя необходимо отдавать себе отчёт в том, что такая работа
требует и высокой квалификации, и чрезвычайной отдачи энергии.
Отсюда трудность воспроизведения, казалось бы, вполне очевидной
и едва ли не простой технологии не всякому дано.
Вы пригласили представителя Архангельской области,
директора "Института общественных и гуманитарных инициатив" Глеба
Тюрина выступить на пленарном заседании Общественной палаты, которое
состоится в сентябре и будет посвящено проблематике развития местного
самоуправления в России. Почему вы посчитали возможным пригласить
именно его?
Глазычев В.Л.: Моя задача провести пленарное
заседание так, чтобы, наряду со столичными экспертами, звучал
голос людей, непосредственно сталкивающихся с проблемами становления
МСУ на всех уровнях: от крупных городов, через средние и малые,
и до сельских поселений, включая самые мелкие. Отсюда и естественное
желание предъявить опыт, накопленный Глебом
Тюриным, так как, к сожалению, знание о России в федеральном
центре весьма ограниченное и упрощенное.
Каким вы видите дальнейшее использование тех практик
местного развития, которые созданы на Русском Севере?
Глазычев В.Л.: Всё будет зависеть от того, насколько
новые практики будут реально поддержаны в Архангельской области.
Если будут, то шансы на то, что им будут подражать в других регионах,
существенно возрастут.
Что с вашей точки зрения должна и может дать сельскохозяйственная
перепись?
Глазычев В.Л.: Я бы не преувеличивал надежды на
информативность сельскохозяйственной переписи, которая не имеет
дисциплинарно обязательного характера. Однако даже в таком мягком
варианте она позволит несколько лучше сориентироваться в масштабах
реальной экономики, чем практика умножения на произвольно выбранные
коэффициенты.
Сыграет ли в развитии России и регионов какую-то роль
межрегиональная конкуренция? И если да, то какую?
Глазычев В.Л.: Ничего хорошего в межрегиональной
конкуренции нет. Она приводит к распылению средств и снижает эффективность.
Характерный пример попытка ряда регионов Приволжского федерального
округа "выбить" строительство нового моста через Волгу именно
у себя. Гораздо существеннее межрегиональная кооперация уже
потому, что у большинства субъектов Федерации недостаточно сил
для реального рывка развития. Путь к кооперации усилий лежит и
через соглашения между соседями, но, прежде всего, через формирование
российской политики пространственного
развития. К сожалению, градостроительный кодекс в действующей
редакции не предусматривает проведение работ на создание единой
схемы расселения России, но к счастью, в Министерстве регионального
развития есть специалисты, которые эту работу ведут.
|