От 5 до 10 тысяч сельских поселений в ближайшие годы исчезнут

– Вы признанный специалист и много лет занимаетесь вопросами пространственного развития и местного самоуправления. Расскажите, что сегодня происходит с глубинкой России. Верно ли утверждение, что Россия — в значительной степени сельская страна?

Глазычев В.Л.: Суждение, что Россия "в значительной степени сельская страна", не имеет оснований. Россия — страна урбанизированная, наиболее эффективное сельскохозяйственное производство фиксируется в радиусе до 50 км от города средней численности.

От 5 до 10 тысяч сельских поселений в ближайшие десять лет исчезнут — на них не хватит людей, так что тратить огромные средства на прокладку дорог и газопроводов к этим селениям нецелесообразно. Особое дело — очаги уклада малых народов, которым желательно не мешать. Наиболее интересно формирование новых агрохолдингов, которые сами прокладывают дороги тогда, когда это им выгодно.

– Согласны ли вы, что Русский Север находится в более тяжелом по сравнению с другими регионами страны положении? Соглашаетесь ли Вы с прогнозами о том, что надо ждать дальнейшего значительного оттока и сокращения населения с Севера?

Глазычев В.Л.: Север Северу рознь. Достаточно посмотреть на Ханты-Мансийский АО, чтобы признать: Севера могут быть и привлекательными, и богатыми. Некоторый отток необходим — в том же Норильске занято гораздо больше людей, чем надо бы. Такая же ситуация и в других, отнюдь не северных местах — на ВАЗе 2/3 работников лишние — по сравнению с тем же GM в том же Тольятти. Просто на Севере каждый лишний человек стоит гораздо дороже, чем на юге. Само по себе сокращение численности до известного предела отнюдь не трагично — важна концентрация населения в нужных местах.

– Что можно делать для того, чтобы сохранить и развивать нашу глубинку? Какова роль развивающих технологий и развивающих организаций в этом процессе?

Глазычев В.Л.: Нет такой задачи — "развивать глубинку". Есть задача грамотного использования имеющихся ресурсов, есть задача привести страну в порядок, убрав накопившийся за десятилетия мусор. Есть задача создания пристойных условий для развития малого и среднего бизнеса, часть которого и примет на себя функцию развивающих организаций. Главное, чтобы администрации были заняты именно созданием условий, не пытаясь считать себя агентом развития.

– Существует мнение (особенно в чиновничьих кабинетах), что достаточно выделять деньги на поддержку деревень — и больше ничего не нужно. Как вы оцениваете перспективы такой работы?

Глазычев В.Л.: Любые деньги можно растратить без всякой пользы для дела. Главное — чтобы деньги (иногда совсем небольшие) попали в правильные руки. Определить же правильные руки можно одним способом — через конкурс. И не конкурс благих пожеланий, а конкурс реальных проектов, переведенных на язык бизнес-планов. Повторю: существенная часть деревень обречена на исчезновение, но никак не предопределено, каких именно: всегда есть шанс переломить общий тренд и создать ядро развития, которое будут называть исключением.

– Что такое местное развитие в целом? В нашей стране это довольно новое и не очень понятное направление деятельности. Что оно должно включать в себя? И как вы оцениваете в этой связи опыт местного развития, созданный в Архангельской области? Какое значение этот опыт может иметь для других регионов страны?

Глазычев В.Л.: Местное развитие есть, прежде всего, дело активного меньшинства, дело лидеров, за которыми могут пойти люди, преодолевая накопленные годами скептицизм и безразличие. Ресурсы развития есть всегда, или почти всегда. Мой опыт показывает, что и в центре Чувашии, и в дальнем районе Татарстана, и на далеком Северо-востоке Кировской области есть люди, способные и выработать, и реализовать проекты развития. Архангельский опыт Тюрина интересен тем, что доказывает: даже в тех ситуациях, которые абсолютное большинство признает "чёрными дырами", можно переломить ситуацию. Это наиболее ценно, хотя необходимо отдавать себе отчёт в том, что такая работа требует и высокой квалификации, и чрезвычайной отдачи энергии. Отсюда трудность воспроизведения, казалось бы, вполне очевидной и едва ли не простой технологии — не всякому дано.

– Вы пригласили представителя Архангельской области, директора "Института общественных и гуманитарных инициатив" Глеба Тюрина выступить на пленарном заседании Общественной палаты, которое состоится в сентябре и будет посвящено проблематике развития местного самоуправления в России. Почему вы посчитали возможным пригласить именно его?

Глазычев В.Л.: Моя задача — провести пленарное заседание так, чтобы, наряду со столичными экспертами, звучал голос людей, непосредственно сталкивающихся с проблемами становления МСУ на всех уровнях: от крупных городов, через средние и малые, и до сельских поселений, включая самые мелкие. Отсюда и естественное желание предъявить опыт, накопленный Глебом Тюриным, так как, к сожалению, знание о России в федеральном центре весьма ограниченное и упрощенное.

– Каким вы видите дальнейшее использование тех практик местного развития, которые созданы на Русском Севере?

Глазычев В.Л.: Всё будет зависеть от того, насколько новые практики будут реально поддержаны в Архангельской области. Если будут, то шансы на то, что им будут подражать в других регионах, существенно возрастут.

– Что с вашей точки зрения должна и может дать сельскохозяйственная перепись?

Глазычев В.Л.: Я бы не преувеличивал надежды на информативность сельскохозяйственной переписи, которая не имеет дисциплинарно обязательного характера. Однако даже в таком мягком варианте она позволит несколько лучше сориентироваться в масштабах реальной экономики, чем практика умножения на произвольно выбранные коэффициенты.

– Сыграет ли в развитии России и регионов какую-то роль межрегиональная конкуренция? И если да, то какую?

Глазычев В.Л.: Ничего хорошего в межрегиональной конкуренции нет. Она приводит к распылению средств и снижает эффективность. Характерный пример — попытка ряда регионов Приволжского федерального округа "выбить" строительство нового моста через Волгу именно у себя. Гораздо существеннее межрегиональная кооперация — уже потому, что у большинства субъектов Федерации недостаточно сил для реального рывка развития. Путь к кооперации усилий лежит и через соглашения между соседями, но, прежде всего, через формирование российской политики пространственного развития. К сожалению, градостроительный кодекс в действующей редакции не предусматривает проведение работ на создание единой схемы расселения России, но к счастью, в Министерстве регионального развития есть специалисты, которые эту работу ведут.


Интервью для ИА REGNUM от 13.07.2006

См. также

§ Самоуправление на местности

§ Доклад "О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации"

§ Глубинная Россия: 2000-2002



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее