В 1991 — 96 годы, вопреки всем трудностям российской мучительной
перестройки, Администрации и выборным органам Москвы удалось решить
чрезвычайную по объему и сложности задачу: город выжил, город
ни разу не испытывал острой нехватки продуктов и, за исключением
тривиальных аварий малого масштаба, ни разу не оставался без тепла
и света. Город продолжал строить жильё и школы и больницы и даже
новые ветки метро, и всякий может видеть, как похорошел безобразно
запущенный московский центр. Где-то с середины 1994 г. можно было
начать думать о будущем Москвы крупно и всерьёз.
Тем не менее, несмотря на усилия Мэра, целостной программы развития
Москвы не существует. С очевидностью такой программой не может
служить Генеральный план, традиционно разрабатывающийся под руководством
ведомственного института (НИИПИ Генплана), в котором единство
города изначально распадается на слабо сопряженные ведомственные
схемы и органически отсутствует понимание рыночных механизмов.
Москва, как и вся Россия, но в обостренной форме, испытывает
эффекты ошибочных стратегий, принятых к действию десятилетия назад.
Неверная установка на монопольное положение крупнопанельного домостроения,
ошибочное определение числа автомобилей на 100 жителей, нерасчетливая
экономия на запасах мощности ряда инженерных сетей (прежде всего
электрических) и неверная установка на укрупнение всего и вся
— от теплоцентралей до мусороудаления — всё это будет сказываться ещё долгие десятилетия.
Однако до настоящего времени отсутствует объективный образ Москвы
и как крупнейшего города — агломерации и как мегаполиса, ищущего
своё новое место среди мегаполисов мира, и как столицы России.
Формирование этого целеполагающего образа в качестве основания
долговременной программы развития является задачей объединенных
демократических сил Москвы, выступающих за разумно взвешенный
курс реформ.
Лозунг "город — для горожан" остается пустым до тех
пор, пока не создана открытая информационная система "Москва".
Город — это прежде всего информация о нем, однако не только открытая
для каждого пользователя, но и служебная информация о нем далека
от полноты. Сколько на самом деле жилищ и зданий в аварийном состоянии?
Сколько арендаторов не занимаются на самом деле деятельностью,
записанной в их уставах? Сколько помещений незаконным образом
сменили назначение? Сколько воды на самом деле используют москвичи,
а сколько проливают в землю прохудившиеся давно магистрали? Сколько
подвалов затоплено? Из чего складывается себестоимость жилья в
муниципальном строительстве, и каковая технология учета реальных
эксплуатационных расходов в расчете этой себестоимости? Все эти
и подобные данные должны быть открыты для всех и каждого (непосредственно
по заявкам, через регулярные бюллетени и через компьютерные средства,
в бесплатных и различных платных формах) и регулярно обновляться.
Практическая работа по созданию открытой информационной модели
"Москва" является программным требованием.
Среди программных установок целесообразно выделить следующие:
-
Жилищная политика и жилищно-коммунальная реформа,
-
Строительная политика,
-
Градостроительная политика и отношения с областью,
-
Москва как мегаполис в системе мегаполисов,
-
Москва как столичный центр России,
-
Москва и московская промышленность,
-
Москва и московская наука,
-
Москва и московская культура,
-
Москва как банковский и бизнес-центр,
-
Социальная политика в Москве,
-
Реконструкция правового поля города.
-
Потенциал общественных сил города и его мобилизация,
-
Направления совершенствования деятельности администрации.
Жилищная политика и жилищно-коммунальная реформа:
экономия и экономика
Есть все основания поддержать провозглашенную Мэром акцентировку
на усилия по снижению удельных расходов в жилищно-коммунальной
сфере до того, как реальное увеличение доходов москвичей позволит
переложить на их плечи большую долю расходов на жилищно-коммунальные
услуги. Однако предпринятые до настоящего времени практические
усилия по воплощению разумной установки явно недостаточны, неполны
и лишены крупномасштабного концептуального видения проблемы.
Ключевой вопрос — категорическая недееспособность службы ДЕЗ
— дирекций единого заказчика, отсекающих действительного пользователя
от контроля за объемом и качеством предоставляемых услуг. Вследствие
этого цветут приписки (подмена материалов, приобретение их по
завышенным ценам), прямая коррупция. Значительный по размерам
аппарат УКХ (управления коммунального хозяйства) не замечен в
выдвижении сколько-нибудь эффективной концепции политики ремонтов
и реконструкции.
Практически бесконтрольны монополисты Мосгортепло, Мосводоканал,
Мосэнерго, и все попытки проникнуть в тайну совершаемого в их
стенах ценообразования были до настоящего времени неэффективны
даже в тех случаях, когда этим напрямую занимался Департамент
(ныне Отдел) Мэра.
Радикальным направлением реформы должно стать устранение посредников
между жителями (как квартиросъемщиками, так и собственниками квартир)
и исполнителями заказов. Давно предложенные специалистами Мэрии
меры по формированию целевых счетов жилищных товариществ, на которые
должны направляться городские субсидии на текущий и капитальный
ремонты, что позволит создать реальную конкуренцию фирм-исполнителей
и разрушить монополизм ПРЭУ и пр., является прямой социальной
необходимостью и может реально снизить удельные расходы на ремонт
и эксплуатацию жилого фонда в полтора-два или даже более раз.
Необходим конкурс технологически полноценных проектов оздоровления
жилищ и повышения их безопасности, энергосбережения и экологически
оправданных технологий продления срока эффективной эксплуатации
жилого фонда: мусороудаление и мусоропереработка, принципиальная
замена контейнеров на более гигиенические и бесшумные модели реконструкция
озеленения и мощения и т.п. Совместно с УВД, независимыми экспертами
и общественными организациями необходимо осуществление полноценного
анализа ситуации и выработка мер по повышению совокупной безопасности
проживания, и программа "безопасность" должна быть выделена
как целевая общегородская. Профилактика пожаров, преступности
и хулиганства — всё это в равной мере зависит от систем освещения
и систем запирания, оповещения и слежения, от своевременной реконструкции
сетей внутридомовой электропроводки и вентиляции, от выбора отделочных
и кровельных материалов и пр.
Строительная политика
При впечатляющем размахе строительной деятельности в Москве сама
защищенность традиционного строительного комплекса от потрясений,
приведших к его краху в городах России, препятствовала и препятствует
радикальной перестройке. При немалом объеме обсуждений отдельных
построек и рекламе объемов жилищного строительства собственно
строительная политика в городе ни разу не стала предметом объективного
вневедомственного рассмотрения.
В основном объеме своей деятельности московский строительный
комплекс продолжает форсировать применение принципиально ошибочной
технологии крупнопанельного домостроения преимущественно зданиями
повышенной этажности. Вследствие этого и продажная стоимость и
себестоимость жилищного строительства в Москве в среднем в полтора
— три раза превышает соответствующие показатели по крупным городам
России. Вследствие этого форсируется строительство типов жилых
домов, эксплуатационные расходы по которым чрезвычайно высоки,
что продлевает в далекое будущее трудности, унаследованные от
предшествовавшего периода. Игнорируется тот факт, что от подобного
типа строительства (за исключением кондоминиумов для лиц с высокими
доходами) отказался весь мир по меньшей мере 20 лет назад, тогда
как эффективные мало- и среднеэтажные высокоплотные кварталы обеспечили
и социальную и экономическую эффективность как муниципального,
так и коммерческого (для лиц со средними и средне-низкими доходами)
жилищного строительства и в Европе и в США.
Наиболее остро этот вопрос стоит в связи с началом форсированной
программы сноса и замещения "хрущёвских" пятиэтажных
домов необходимо иметь в виду, что в дальнейшем на ближайшей по
времени очереди окажутся и девяти- и двенадцатиэтажные дома постройки
60-х — 70-х годов.
Масштаб проблемы, с которой столкнется Москва в ближайшие годы:
в связи с а) значительными объемами руинированного ведомственного
жилья, неизбежно переходящего под муниципальное управление и 6)
стремительным старением внутридомовых и внутриквартальных сетей
в домах массовой постройки 60-х — 70-х годов пугающе велик. В
связи с этим принципиально важно осуществить радикальный разворот
муниципальной строительной программы в отличие от коммерческих
с нового строительства на преимущественно капитальный ремонт и
реконструкцию московского жилого фонда. В этой программе,
разумеется, в максимальной степени должны быть задействованы ресурсы
квартиросъемщиков и собственников квартир, однако в виду категорической
несоотносимости доходов семей и средств, необходимых на капитальный
ремонт, речь идёт о муниципальной программе на 90% или более.
Принимая во внимание стихийные процессы внутригородских миграций
благодаря операциям на вторичном рынке жилья, есть все основания
прогнозировать, что Москва повторяет чреватый грандиозными социальными
потерями путь многих крупных городов США и, в несколько меньшем
масштабе, Западной Европы, в эффекте которого происходит превращение
ранее искусственно усредненной городской среды в чередование "элитарных"
участков и полутрущоб или многоэтажных трущоб.
Принципиальной задачей является всесторонний вневедомственный
анализ состояния жилого фонда, направленности и методов строительной
политики и выработка стратегии её корректировки с привлечением
как российских, так и международных экспертов. Принципиально
существенно произвести разворот от внутриведомственной логики
застройки к социально — прогностической и экономике — прогностической
с включением в расчёт период не менее 50-ти лет, за который эксплуатационные
расходы в два и более раза превышают реальную стоимость строительства.
Строительство жилья слишком ответственное дело, чтобы доверять
его только строителям и зависимым от них архитекторам!
Градостроительная политика и отношения с областью
Близорукость внутриведомственной трактовки города как сверхсистемы,
характерная для советских десятилетий, отнюдь ещё не преодолена
нынешней администрацией города. В целом нельзя не отметить, что
градостроительная политика в Москве скорее пассивно следует за
строительной политикой, но не является опережающей по отношению
к ней — в значительной степени в связи с инерцией длительной переоценки
промышленно-производственной группы т.н. градообразующих факторов
в ущерб т.н. непроизводственным: торговля, услуги, культура, социальная
практика.
Транспорт. Автомобили
Совершенно очевидно, что автомобильное движение в городе будет
почти парализовано в связи с резким продолжающимся ростом количества
частных автомобилей. Предпринимаемые администрацией меры, за исключением
в целом успешной реконструкции МКАД, носят явно паллиативный характер
"расшивания" обособленных узлов, тогда как целостной
программы подхода к проблеме либо нет, либо её тщательно оберегают
от общественного внимания. Финансовое бремя, которое несет город
в связи с автомобильным движением, необходимо в значительно большей
степени перенести на автовладельцев, но разумно дифференцированным
способом в зависимости от зоны города и маршрутов, т.е. включив
финансовые рычаги управления движением, разгрузки одних и догрузки
других направлений.
Стоянки и гаражи
Мина замедленного действия, заложенная строительной политикой
во времена Хрущёва, взорвалась, и второстепенная тема автостоянок
и гаражей уже выросла до ранга мощного социального конфликта.
Тридцать или около того лет назад было решено, что советским людям
в далеком будущем "положено" 16 автомобилей на 100 жителей.
Площадь автостоянок определяли из этого, как правило "из
соображений экономии" дополнительно уменьшая. Солидных гаражей
строили ничтожно мало, а на отдельные жестяные сарайчики проще
было не обращать особого внимания. Сегодняшняя чудовищная проблема,
многолетняя война тех, кто обзавелся автомобилем, с теми, кто ещё этого не сделал, была фактически запрограммирована. "Война"
с "ракушками", которую имитирует администрация, неперспективна
и приводит лишь к дискредитации городских властей. Предложенная
альтернатива (места в многоэтажных гаражах в собственность) не
является действительной альтернативой по экономическим причинам:
стоимость чрезмерна для подавляющего большинства автовладельцев,
удаленность от жилищ психологически чрезмерно велика также.
Необходима ясная и открытая аналитическая проработка этой социальной
проблемы с привлечением значительно более широкого круга экспертов
и рассмотрением всего веера возможных альтернатив, включая те,
что оправдали себя в городах с наибольшим дефицитом незастроенных
площадей, вроде Токио (арендуемые коммерческие многоярусные автостоянки
на 12 — 30 автомобилей в легких конструкциях и с механической
загрузкой-выгрузкой), и т.п.
Общественный транспорт
Московский метрополитен непрерывно наращивал длину линий и количество
новых станций, нагоняя расползающиеся новые жилые районы. Однако
Метрострой был и во многом остается "государством в государстве",
сам себе определяя и задачи и стоимость их решения. Политика
развития метрополитена не обсуждалась, тем более публичным
образом. Результат известен: центральные пересадочные узлы категорически
не выдерживают перегрузки, увеличиваются затраты времени, люди
падают в обморок, даже кратковременный сбой движения поездов (а
от него никто не застрахован) тянет за собой аварийную обстановку.
За исключением маленького отрезка Филёвской и Измайловской линии
(Арбатская — Смоленская — Киевская), возникшего в своё время по
недоразумению, у нашего метро нет дублирующих трасс, тогда как
в старом лондонском метро центральное "кольцо" имеет
до четырёх дублирующих линий почти на всем протяжении. При гигантских
протяженностях нью-йоркских линий, там классно отработана система
обычных и экспресс-линий, снижающих затраты времени на поездку
вдвое и больше. В отличие от Москвы, где исключений всего два
(Выхино и несколько станций Калужской линии), пересадка с пригородной
электрички на метро осложнена и дважды оплачивается пассажиром,
тогда как и в Берлине и в Токио, где три финансово независимых
компании эксплуатируют сеть метрополитена, действует общая система
тарифов и билетов для всего рельсового транспорта.
Реалистическая долговременная краткосрочная программа реформирования
рельсового транспорта Москвы как единой системы в сочетании с
нерельсовыми видами общественного транспорта должна стать предметом
экспертной аналитической работы и серьёзного гласного обсуждения.
Инженерные сети
В этой ключевой для жизни города проблеме ситуация идентична
вышеназванным. Когда под знаменем "повышения эффективности
в прямой зависимости от укрупнения" были истреблены малые
квартальные котельные, на месте множества источников тепла, приближенных
к месту его потребления, появились грандиозные ТЭЦ. Если взять
их прямой выход, то, разумеется, на тонну топлива в них получается
больше тепла, чем в малых, во всяком случае в устаревшей конструкции
малых котельных. На протяжении многокилометровых трасс мы отапливаем
толщу земли, закопав в грунт миллионы тонн металла, разъедаемого
агрессивными подземными водам. Весь цивилизованный мир, за редкими
специальными исключениями, вроде необходимости использовать тепло,
образующееся в теплоэнергетических и атомных станциях, не применяет
крупных ТЭЦ, предпочитая компактные нагревательные системы — на
квартиру, на этаж, на подъезд, на небольшой кондоминиум наконец.
Горожанин приучается экономить свои деньги: первый шаг
к воспитанию энергосберегающего сознания. К сожалению, та же политика
реализуется в подавляющих объемах нового жилищного строительства
в Москве.
Постановка программного вопроса о капитальном ремонте жилого
фонда (см. выше) требует радикального переосмысления политики
энергосбережения во всех элементах городского хозяйства.
Экология столицы. . . (раздел для специалиста)
Взаимодействия с областью
В идеологии генерального плана развития Москвы всегда содержались
установки на сохранение и развитие традиционной радиально-кольцевой
планировочной системы Москвы, на оздоровление набережных реки
Москвы (не сделано ничего), восстановление заложенной ещё в генплане
1935 г. идеи зелёных клиньев, входящих в самый центр города от
внешних лесопарков (не реализовано), сохранение памятников.
Вопрос, о том, где проходит реальная граница Москвы, далек от
простоты, функционально охватывая пригородные лесные массивы,
охранные зоны водохранилищ, дачные и садово-огородные посёлки и т.н. полигоны вывоза отходов. В экономико-демографическом смысле
эта граница охватывает территории проживания миллионов людей,
ежедневно работающих в Москве, но проживающих в зоне с радиусом
до сотни километров. В целом мы имеем дело с тем, что на языке
географов именуется урбанизированной территорией.
Юридически дело обстоит совершенно иначе: есть Субъект Федерации
Москва и другой Субъект Федерации Московская область с её почти
пятью миллионами жителей и десятками городов. Тонкое взаимодействие
трёх административных систем (администрации районов области в
качестве третьего субъекта отношений), жизненно необходимо, и
Мэрия Москвы сделала немало для его отлаживания. Однако настоятельно
необходима гласная разработка концепции развития региона совместно
Москвой и пограничными субъектами, учитывая, разумеется, проблемы
отдельных территорий и их интересы, но исходя прежде всего из
интересов сверхсистемы.
Приведение в порядок МКАД оценены как одно из крупных достижений
московской администрации. Вторая очередь реконструкции предполагает
цивилизованную разработку полосы земли вдоль МКАД и особенно её
пересечений с основными центростремительными трассами.
Это масштабное коммерческое предприятие, в осуществлении которого
Москва должна участвовать не столько бюджетными средствами, сколько
гарантией для частных капиталовложений при учете интересов и потенциала
подмосковных районов (тысячи новых рабочих мест и местные налоги).
Оптовые рынки и терминалы в черте Москвы явный анахронизм, вынужденная
мера, давшая возможность подтолкнуть к развитию негосударственную
систему снабжения столицы. Целесообразно подтолкнуть начавшуюся
по инициативе администрации разработку концепции внешнего кольца,
охватывающее Москву на радиусе примерно 50-ти километров, связывая
в единый комплекс города Подмосковья, переживающие драму краха
ВПК как работодателя. В высшей степени целесообразно вынести разработку
такой концепции за цеховые границы московских учреждений и придать
ей публичный характер. Формирование корпорации терминалов с мотелями
и охраняемыми стоянками для водителей автопоездов и автоматизированных
складов, со смешанным капиталом способно сберечь территории ближнего
Подмосковья, удерживая его экологическое равновесие и за счёт
создания крупных центров занятости в городах области — снижая
давление на столицу.
Москва как мегаполис в системе мегаполисов
Старая столица нового государства России должна найти себя
наново в мире, тон которому задают именно крупнейшие города: Нью-Йорк,
Лондон, Париж, Токио.
Москва в западном мире слишком долго отождествлялась с образом
вооруженного до зубов Советского Союза, чтобы этот имидж легко
был устранен из массового сознания. Средства массовой информации,
как международные, так и отечественные упорно связывает Москву
с разгулом преступности, с криминализованным бизнесом и низким
качеством среды.
Физическое возрождение центра города важный элемент преодоления
негативного имиджа Москвы, однако оно сопровождается весьма тревожными
симптомами. Не только сокращение доли жилья сверх разумного предела,
что приводит к эффекту "пустого" города в нерабочее
время и снижает чувство безопасности. Ещё важнее и опаснее наблюдающийся
при реконструкции процесс выдавливания малоприбыльных учреждений
образования, науки и культуры и даже средств информации за пределы
Центра.
Категорическим императивом является как гласная разработка
концепции развития центра Москвы, так и — по образцу большинства
крупнейших городов мира — принятие законодательных актов,
устанавливающих чётким зонированием правила землепользования и
работы с недвижимостью, равно как и защиты разумных пропорций
низко- и высокоприбыльных нежилых функций в городском центре.
Между мегаполисами мира идёт жёсткое состязание за умножение
числа крупномасштабных всемирных форумов и конгрессов, в котором
первенствуют Париж, Лондон, Гонконг, Барселона, Торонто. (За успехом
в этом состязании кроется огромный целеустремленный труд и крупные
затраты, но и финансовая и политическая отдача высока, становясь
стержнем туристического бизнеса и в сезон, и вне сезона.
Необходима мобилизация интеллектуального потенциала Москвы для
выработки конкурентоспособной программы с учетом прогностической
картины начала XXI столетия.
Москва как столичный центр России
Напряженные отношения Москвы и федеральных ветвей власти (отказ
от субвенций или их сокращение, изъятие средств дорожного фонда
и т.п.) настоятельно требуют проведения ряда мероприятий по оценке
городских земель, находящихся в федеральной собственности и определения
как объема потенциальных налоговых поступлений от этих территорий,
а также действительной стоимости затрат города на осуществления
столичных функций в качестве скалькулирированного запроса
на соответствующие субвенции в соответствии с необходимым федеральным
законом о компенсации столичных функций Москвы. При том, что деятельность
по лоббированию такого закона несомненно встретит резкое противодействие
всех заинтересованных сторон, ей необходимо придать необходимый
размах, юридическое обеспечение и публицистическую поддержку.
Наряду с реализацией репрезентативных проектов, на первый план
выступает развитие инициатив Мэра по установлению хозяйственных
и политических контактов Москвы с другими субъектами Федерации
в сторону формирования и последовательного осуществления программы
объединения устремлений крупнейших городов России к взаимной поддержке
в защите их интересов от посягательств субъектов Федерации. Москва
должна взять на себя ведущую роль в муниципальном движении России,
не дожидаясь, пока эту задачу начнет решать Администрация Президента,
ищущая новой опоры в регионах для нахождения противовеса крепнущим
администрациям областей и Совету Федерации, либо такую задачу
поставит (и дискредитирует, не обладая необходимыми ресурсами)
какой-то из региональных центров, Екатеринбург, к примеру.
Москва и московская промышленность
Исторически Москва была торговой, купеческой, тогда как её промышленность
долгое время это прежде всего развитие бывших царских мануфактур,
обслуживавших Двор. По крайней мере с времен первых Романовых
Москва была городом серьёзной торговли, хотя та в России была
по преимуществу вынесена из городов в ярмарки. С конца XVIII в.
можно говорить о Москве университетской, с Новикова начиная тяготевшей
к вольному книгопечатанию. С конца прошлого века всерьёзможно
было говорить о Москве банковской и акционерной.
Десятилетиями Москва разрасталась как промышленный центр, накопивший
солидный квалификационный потенциал.
Понятным, хотя и небесспорным является стремление Мэра поддержать
крупнейшие предприятия Москвы, тем более небесспорным, что оно
не сопровождается радикальными переменами в руководстве предприятий,
и муниципальный заказ на продукцию, осуществляемый на внеконкурсной
безальтернативной основе вызывает сомнения.
Однако гораздо более существенными представляются два вопроса:
-
Структура муниципального заказа на необходимую городу и перспективную
продукцию, что особенно важно в условиях, когда подавляющее
большинство директорского корпуса проявляет нехватку и желания,
и квалификаций для самостоятельного анализа рынка и маркетинга.
Противодействие волне импортной продукции во всем, что касается
элементов городского оборудования и городского хозяйства (от
счетчиков до культиваторов, необходимых на озелененных территориях,
от вентиляторов и кондиционеров до публичных туалетов) достижимо
через формирование и финансирование отдельной строкой бюджета
города программы "промышленность и вузы — городу".
Речь идёт о программе по тендерам, заставляющим московских
производителей реально конкурировать с зарубежными аналогами.
-
Муниципальная программа конкурсных проектов на конверсию
тех промышленных площадок города, где вывод (с закрытием или
без такового) производства давно признан необходимостью, в
отношении которых произведена или должна быть произведена
в ближайшее время операция признания банкротства. При осуществлении
такой программы, непременно включающей социальный компонент
(переобучение и трудоустройство в первую очередь), также необходимо
гласным образом выработать алгоритм соотношения высокоприбыльных,
низкодоходных и бездоходных учреждений для выравнивания ситуации
по городу и в особенности по его центральному ядру.
Москва и московская наука
Академия Наук оказалась не в состоянии самостоятельно осуществить
реорганизацию научного дела в соответствии с реально сложившимися
условиями. Отраслевые научные учреждения преимущественно сохранили
только вывески, составив городу острую конкуренцию в легальной
и тем более нелегальной сдаче помещений в аренду.
В отношении прикладных исследований ситуация ничем не отличается
от ситуации с промышленным производством: необходима программа
муниципального заказа на действительно остро необходимые Москве
научные разработки, сопряженные с вопросами экологии, энергосбережения,
повышения безопасности, социальной работы. (В виде примера достаточно
сослаться лишь на то, что решение проблемы вентиляции в многоэтажных
жилых домах и кондиционирования в общественном транспорте окупается
в кратчайшие сроки за счёт резкого снижения выплат по больничным
листам). Как и в аналогичных случаях, такую программу необходимо
вывести из ведомственных рамок, когда сами специалисты департаментов
определяют цели, темы и средства. Программа заказа производству
должна включить непременным условием осуществление соответствующих
изысканий на основе конкурса научных коллективов, групп и отдельных
специалистов.
Город не в состоянии самостоятельно обеспечить фундаментальные
исследования, не обеспеченные федеральным бюджетом, однако по
образцу вузовской науки во многих странах мира — грамотно построенная
и финансово обеспеченная программа заказа на прикладные исследования
способна помочь продуктивно выжить немногочисленным специалистам
фундаментальных наук за счёт заложенных в программу отчислений,
распределяемых аналогично федерального РФФИ, в целом доказавшего
свою эффективность.
Москва и московская культура
Вопреки стенаниям большинства средств массовой информации, в
Москве культура не только выстояла, но и продолжает интенсивно
развиваться, что позволяет сформулировать лишь две принципиальные
целевые установки:
-
Уже упомянутые выше законодательные меры по защите низкоприбыльных
и бездоходных учреждений от вытеснения из центра города.
-
Формирование муниципального фонда поддержки культурных инициатив,
действующего по аналогии с эффективными фондами, вроде Фонда
Сороса, т.е. на конкурсной основе и под управлением независимого
попечительского совета.
Социальная политика в Москве
(вопрос о беженцах специальный и для специалиста)
При активной работе московских учреждений социальной поддержки
есть несколько вопросов, остающихся без ответа и остро нуждающихся
в продуманном концептуальном решении.
-
Скандальная неприспособленность города к активному существованию
инвалидов и престарелых взывает к формированию и реализации
целевой программы, нацеленной на включение этих категорий
горожан в активную жизнь. Программа должна быть составлена
с привлечением международного опыта и международных специалистов
(гигиенисты, архитекторы, дизайнеры и др.), охватывая совокупный
анализ городской среды и транспортных средств с точки зрения
доступности для лиц с ограниченными возможностями и проекты
постадийной адаптации той и других к современным международным
стандартам.
-
Отсутствие единой целевой программы социальной поддержки
и социальной работы, включая достаточное число подготовленных
специалистов, требует концентрации внимания на проблеме и
выработки целостной программы, охватывающей все нуждающиеся
контингенты (от детей, нуждающихся в присмотре, до стариков,
нуждающихся в общении) и предусматривающей меры по сложению
наёмного и волонтерского корпуса социальных работников в нужных
масштабах (по самым скромным оценкам потребность Москвы это
не менее 20.000 специалистов и вдвое-втрое больше добровольцев).
-
Формально установленные законом о местном самоуправления
схемы создания территориального общественного самоуправления
требуют серьёзного переосмысления в особых столичных условиях.
Задачей является установление нормальных рабочих отношений
сотрудничества между городской администрацией на всех уровнях
и всеми формами общественных организаций, отнюдь не только
территориальных. Ассоциации очередников на муниципальное жильё и ассоциации собственников квартир или ассоциации квартиросъемщиков;
доказавшие свою эффективность территориальные центры, вроде
Неопалимовки или Хамовников — все эти силы в минимальной степени
включены в обсуждение и решение городских проблем, являя собой
огромный ресурс развития.
Целевая программа "горожане и город" должна мобилизовать
интеллектуальный и организационный потенциал активного меньшинства
среди жителей города и поддержать его минимальными средствами,
с разумным учетом мирового опыта.
Реконструкция правового поля города
Наметившееся в последние годы конструктивное взаимодействие между
Городской Думой и Мэрией нуждается в новом импульсе. Выше уже
были обозначены некоторые из законодательных актов, взвешенная
разработка которых несомненно относится к числу приоритетных задач.
Среди них закон об открытом информационном поле города, закон
или пакет законов об исторической Москве, призванный сохранить
привлекательность городского центра и увеличить его совокупный
экономический потенциал; закон о защите низкоприбыльных и бездоходных
учреждений образования, культуры, науки, искусства, социальной
работы и пр.; закон об адаптации городской среды к нуждам горожан
с ограниченными физическими и психическими возможностями и др.
Принципиальным однако является вопрос о защищенной статье
городского бюджета, предоставляющей Городской Думе необходимые
достаточные средства для развертывания деятельности по осуществлению
независимой экспертизы программ и проектов, готовящихся администрацией,
равно как и для обеспечения выработки альтернативных программ
и проектов по наиболее животрепещущим и наименее изученным вопросам
городской жизни, с максимально возможным привлечением конструктивно
ориентированной общественности столицы. Задачи целевого (под
программы) систематического изучения мирового опыта мегаполисов
совместно экспертами Московского правительства и Городской Думы
также должны решаться не в виде индивидуальных программ, а системно
с максимальным использованием институтов породненных городов и
международных агентств.
Направления совершенствования деятельности администрации
Недавно осуществленная реорганизация Московского правительства
имеет под собой, разумеется, множество практических оснований,
однако представляется, что в её процессе отнюдь не удалось ещё преодолеть инерцию сугубо отраслевого подхода к рассмотрению и
решению общегородских проблем. Развитие Отдела Мэра в качестве
центра концептуального программирования в прямом взаимодействии
с комиссиями Городской Думы является безусловной необходимостью.
Москва по численности населения равна или превосходит немало европейских
государств. Соответственно, масштаб и глубина стратегических проблем
дальнейшего развития города в наступающем XXI столетии превосходят
меру воображения, накопленной в решении по преимуществу текущих
задач. В связи с этим конструктивное привлечение интеллектуального
потенциала Москвы выступает как условие её развития, и обеспечить
системную работу в этом направлении возможно только посредством
создания Института города вместо устарелого и неэффективного НИИПИ
Генерального плана, подчиненного напряму. Т.н. Департаменту развития
города.
Особое значение приобретает формирование нормального информацион-ного
поля с помощью прежде всего мощного Интернет-портала, финансируемого
отдельной строкой из городского бюджета и частью самофинансируемого,
способного обеспечить эффективную обратную связь с экспертами
и горожанами.
|