6.Бюджетная политика
правительства МосквыНа одного москвича ежемесячно приходится 1500 руб.
расходов из городского бюджета При анализе бюджетной политики правительства
Москвы мы исходим из следующего: 1. Поскольку городские финансы Москвы формируются
за счёт средств налогоплательщиков города, правительство Москвы при выборе приоритетов
и направлений использования бюджетных средств должно руководствоваться именно
интересами московских налогоплательщиков. 2. Жители города должны иметь
возможность получить полную, правдивую информацию о состоянии финансов Москвы
и деятельности московского правительства. 3. Бюджетные средства не могут
подвергаться значительному риску и, как следствие, использоваться для финансирования
коммерческих проектов и поддержки частных предприятий. Необходимость
в этих изменениях давно назрела, и их отсутствие в течение последних четырёх лет
тяжело сказалось на состоянии московского бюджета, долга и инвестиционной активности
в городе. Государственные финансы города Москвы включают в себя бюджет
города, внебюджетные отраслевые фонды, в том числе заёмно-инвестиционный фонд,
а также фонды финансовых ресурсов округов и районов. Анализ городских доходов
и расходов, подтверждает уникальность столицы: чиновники правительства Москвы
всеми законными и незаконными способами стремятся спрятать как можно больше доходов
города от горожан, от депутатов Московской Городской Думы, от чиновников конкурирующих
департаментов и ведомств правительства Москвы и потратить их в соответствии со
своими представлениями, подменив исполнение городского бюджета «бюджетным бизнесом».
Зависит ли будничная жизнь москвичей от бюджета города? Какие
интересы преследуют чиновники Москвы, из года в год нарушая основные принципы
управления государственными финансами, и сколько стоят их интересы для горожан? Почему
в Москве никто раньше не слышал, о мягко скажем, некотором несоответствии провозглашаемых
лозунгах власти и реальном их воплощении? Итак, что хотят скрыть
чиновники правительства Москвы, занижая суммы доходов? О реальной
структуре бюджета Москвы. По данным департамента финансов Москвы об
исполнении бюджета за первое полугодие т.г. и в соответствии с распоряжением Мэра
от 06.10.99 №1118-РМ, в 1999 году ожидается дополнительных доходов к бюджету города
в сумме 23 600 млн. руб., что превышает на 32% к первоначально утвержденному закону
г. Москвы "О бюджете г. Москвы на 1999 г.". Однако, в редакцию закона "О
бюджете г. Москвы на 1999 г." от 20.10.99 внесены изменения в доходную и расходную
часть в сумме 9 449 млн. руб. что составляет только 40% от дополнительных доходов
за 1999 г. Таким образом, 60% от дополнительно собранных доходов а это 14 151
млн. не отражаются ни в доходной ни в расходной частях бюджета. Превышение
фактических доходов свидетельствует не о повышении собираемости доходов (недоимка
по налоговым платежам с 01.01.99 за 9 месяцев возросла более чем в 2 раза), но
о заниженных плановых показателях. Правительство Москвы из года в год заведомо
занижает сумму плановых доходов для того, чтобы в нужный момент громко объявлять
о дополнительных доходах и поддерживать видимость "экономического чуда", и прикрывать
провалы экономической политики. О том куда идёт часть этих денег можно
прочитать в распоряжении Мэра от 06.10.99 №1118-РМ: Всего во II полугодии
1999 года планируется собрать дополнительных доходов в бюджет города 13 108,8
млн. рублей. Из них 8 880 млн. рублей, в соответствии со Ст.11 бюджета
г.Москвы на 1999 год, Правительство Москвы направляет дополнительные доходы без
согласования с Мосгордумой на погашение и обслуживание долгов Москвы в сумме
6800 млн. руб. и на погашение вексельного кредита МАКБ "Возрождение" 530 млн.
руб. (непонятно стремление погасить задолженность перед банком живыми деньгами
при наличии встречной задолженности МАКБ "Возрождение" и его клиентов правительству
Москвы.) Дополнительные расходы на сумму 4228,8 млн. руб. должны быть утверждены
Мосгордумой, из них 1 010 млн. руб. должно идти на увеличение фонда продовольственных
ресурсов, что увеличивает объем фонда на 128,4%. При обсуждении в Мосгордуме
изменений, вносимых правительством в расходы бюджета, депутаты поставили вопрос
о целесообразности такого значительного увеличения фонда продовольственных ресурсов
и вызвали соответствующих чиновников для разъяснения эффективности расходования
средств фонда продовольственных ресурсов. Несмотря на обязательное согласование
Мосгордумой статьи увеличения фонда продовольственных ресурсов, в распоряжении
Мэра 6.10.99 п. 6.2 написано "Учитывая неотложный характер расходов по закупке
зерна и закладке плодоовощной продукции на зимнее хранение, перечислить
Департаменту продовольственных ресурсов на формирование фонда продовольственных
ресурсов до утверждения Московской городской Думой изменений бюджета г.Москвы
на 1999 год 800 млн.рублей". В том же распоряжении написано, что
финансирование расходов на увеличение фонда продовольственных ресурсов в сумме
800 млн. рублей и на погашение кредиторской задолженности инвесторов в сумме 330,9
млн.рублей производится за счёт уже полученных дополнительных доходов за 9 месяцев,
а финансирование всех остальных расходов, включая выплату заработной платы учителям
и работникам дошкольных учреждений за вторую половину декабря т.г. в первой половине
декабря, т.е. до 19 декабря 1999 г., будут произведены только в случае реального
поступления дополнительных доходов. (Впрочем, мы надеемся, что уж на предвыборные
обещания деньги найдутся, да и сумма-то нужна 58 млн. руб.). К этому есть
основания: для увеличения доплат к пенсиям с 1 ноября т.г. до уровня 575 руб.
в месяц, Московское правительство взяло деньги не из дополнительных доходов, а
за счёт детских пособий в сумме 34,5 млн. руб.(1) 1)
В соответствии с п.3 распоряжением Мэра Москвы от 14 октября 1999 года № 1155-РМ
"О доплатах к пенсиям неработающим пенсионерам с 1 ноября 1999 года", "Департаменту
финансов профинансировать расходы Комитета социальной защиты населения на ноябрь-декабрь
1999 года на реализацию п.1 настоящего распоряжения в сумме 35,4 млн.рублей за счёт средств, предусмотренных в бюджетных показателях Москвы на 1999 год на выплату
ежемесячных пособий на детей". Через 17 дней 2 ноября 1999 г. Мэр взамен
приведенного выше распоряжения направляет измененный текст, где в п.3. указано:
"… в сумме 35,4 млн.рублей за счёт и в пределах средств, предусмотренных Комитету
социальной защиты населения в бюджетных показателях Москвы на 1999 год". То есть
решили всё-таки сменить слишком откровенную вывеску, хотя по сути ничего не изменилось,
доплаты к пенсиям будут выплачиваться в этом году за счёт детских пособий, размер
которых 58 руб.(2) Итак,
далеко не все изменения в расходной части проходят законную процедуру утверждения
через Мосгордуму. Так распоряжение Мэра от 07.06.99 № 555-РМ предписывает направить
для расчетов с подрядчиками дополнительно сумму в размере 234,4 млн. руб. за счёт : Типового
проектирования: Минус 55, 5 млн. руб. Субсидий на строительство и
приобретение жилья: Минус 178, 9 млн. руб. (в т.ч. в 3-ем квартале минус 73,9
млн. руб., в 4-ом квартале минус 105 млн. руб., что уменьшает размер субсидий
на 46% от годовой суммы расходов, утвержденной в законе о бюджете на 1999 г. Субсидии
на строительство жилья должны направляться на приобретение жилья(3)
: В соответствии с вышеуказанным распоряжением, в 1999 г. число жителей,
которым должно было предоставляться льготное жильё сократится в 2 раза. При
анализе исполнения бюджета г. Москвы в первом полугодии 1999 г. подтвердилась
уникальность бюджетной политики правительства Москвы. За первое полугодие
1999 г. превышение собранных доходов бюджета над профинансированными расходами
(профицит) бюджета составило 14 161 млн. руб., или 43% к сумме профинансированных
расходов бюджета за 1-ое полугодие. По данным Контрольно-счётной палаты: за
1-ое полугодие 1999 года доходная часть бюджета была исполнена в объеме 47 107
714 тыс. рублей что соответствует 128,66% к доходам бюджета за 1-ое полугодие,
утвержденным распоряжением Мэра № 233-РМ. Расходная часть бюджета в
1 полугодии 1999 года была исполнена в объеме 32 946 754 тыс. рублей, что
соответствует 88,49% от утвержденной Распоряжением № 233-РМ суммы расходов
за 1 полугодие 1999 года. К сожалению, мы не располагаем данными, куда пошла
разница в сумме 14 161 млн. руб., на предвыборную кампанию, на временную безвозмездную
помощь коммерческим банкам, в которых обслуживаются бюджетные счета правительства
Москвы, на коммерческие проекты чиновников правительства Москвы или на всё это
вместе. Есть только факты департамента финансов правительства Москвы, что
в первом полугодие 1999 г. расходы по защищенным статьям были профинансированы: «закупка
медикаментов и перевязочных средств» 1 779,9 млн. руб. или 47% от годового
плана финансирования; «стипендии» 26, 66 млн. руб. или 35,3%
от годового плана финансирования 2. С учетом опыта исполнения бюджета в
1999 г. реальное сокращение доли доходов по социально-культурному блоку в 2000
г. произойдет более чем в 1,5 раза, а расходы на обслуживание долга увеличатся
в 2 раза, так как в законе о бюджете г. Москвы на 1999 г. расходы на обслуживание
долга предусмотрены в сумме 6 856 млн. руб., хотя фактически дополнительно будут
профинансированы на сумму 6 800 млн. руб. из дополнительных доходов за второе
полугодие т.г. Значительное сокращение расходов на здравоохранение, образование,
социальную политику иллюстрирует таблица расходов бюджета в ценах 1994 года. (Данные
приведены из заключения Контрольно-счётной палаты на закон "Об исполнении бюджета
г. Москвы за 19998 г.") РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ Г.МОСКВЫ, ПРИВЕДЕННЫЕ К СТРУКТУРЕ
ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА 1998 ГОДА
Наименование расходов Бюджета |
Факт 1995 г. в це нах 1994 г. |
Факт 1997 г. в це нах 1994 г. |
Факт 1998 г. в це нах 1994 г. |
В про цен тах к факту 95 г. |
В про цен тах к факту 97 г. |
Функцио нирование исполнительных органов государственной власти |
129 094 | 271
321 | 206
540 | 160 |
76 |
ФУНДА МЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ |
50 513 | 94
113 | 44
068 | 87 |
47 |
Капитальные вложения | 64
703 | 22 267 |
5 247 | 8 |
24 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ГИДРОМЕ ТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ |
103 778 | 212
777 | 70
345 | 68 |
33 |
Расходы по сбору, транспор тировке и захоронению радио активных отходов |
99 801 | 100
115 | 52
679 | 53 |
53 |
ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 3
512 391 | 2 774 509 |
1 846 601 | 53 |
67 |
Капитальный ремонт жилищного фонда |
906 305 | 558
101 | 340
820 | 38 |
61 |
Расходы на эксплуатацию жилищного фонда |
771 512 | 986
969 | 451
989 | 59 |
46 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 1
718 091 | 2
258 043 | 1
149 566 | 67 |
51 |
Дошкольное воспитание | 397
262 | 582 730 |
269 440 | 68 |
46 |
Общее образование | 945
592 | 1 175 402 |
594 924 | 63 |
51 |
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | 411
606 | 567 094 |
162 870 | 40 |
29 |
Культура и искусство | 197
735 | 317 051 |
141 647 | 72 |
45 |
Капитальные вложения | 213
871 | 250 043 |
21 223 | 10 |
8 |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
23 186 | 154
220 | 76
913 | 332 |
50 |
Здравоохранение | 1
882 510 | 2 217 095 |
1 195 726 | 64 |
54 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 553
751 | 1 167
318 | 719
968 | 130 |
62 |
Социальная помощь | 228
571 | 670 175 |
469 606 | 205 |
70 |
Молодежная политика | 20
814 | 9 168 |
5 922 | 28 |
65 |
Гос.пособия гражданам, имеющим детей |
176 334 | 324
834 | 151
362 | 86 |
47 | О приоритетах в расходах
бюджета г. Москвы. Мы исходим из того, что для горожан бюджет города
это прежде всего высший городской закон, который должен обеспечивать москвичам,
включая и будущих, неродившихся детей: правоохранительную, медицинскую,
коммунальную и экологическую безопасность. равные возможности как в
социальной обеспеченности, так и в образовании, в профессиональной деятельности; Фактически
же, безопасность москвичей и города уже не является приоритетом для правительства
Москвы: а) Произошло сокращение зелёных насаждений до 2 кв. м. на человека. б)
Расходы на сбор, транспортировку и хранение радиоактивных расходов в 2000 г. запланированы
в четыре раза меньше от нормативной потребности и в 2,5 раза меньше от критического
уровня финансирования. Всего затраты по этой статье с 1997 г. по 2000 г. остаются
в сумме 300 млн. руб. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
обеспечивает выполнение только аварийного уровня работ. Общий объем
недофинансирование комплекса городского хозяйства в 2000 г. запланирован в сумме
52 млрд. руб. от нормативной потребности, а от критического уровня составляет
11 млрд.руб., что составляет 57% от объема годового финансирования. В
том числе: вывод газовых труб из подвалов по нормативной потребности
должен быть произведен из 3 063 строений, а фактически в 2000 г. запланирован
вывод газовых труб только из 381 здания, что в более чем в 8 раз ниже от нормативной
потребности и в 1,8 раз ниже критического минимума; замена газовых плит
должна быть произведена по нормативной потребности на сумму 1 096,2 млн. руб.,
а бюджетом на 2000 г. предусмотрена сумма в 171 раз меньше. в 2000
г. предусмотрена замена 410 лифтов при реальной критической потребности в 5-7
раз больше. Финансирование капитального ремонта жилого фонда отстает в 20
раз от нормативной потребности и в 3 раза от критического минимума. При
сохранении подобных тенденций, через 2 года процесс "трущебизации" становится
необратимым. 3. В соответствии с Уставом г. Москвы городские программы,
финансируемые из городского бюджета и внебюджетных фондов должны быть утверждены
Московской городской Думой. Из 82 городских программ прошла утверждение только
одна. Результатом такой политики является недовыполнение программ, так
в 1999 г. по комитету здравоохранения недофинансирование мероприятий составляет
30%, в т.ч. по комплексным программам: - "Целевая диспансеризация" и "Вакцинопрофилактика"
- недофинансирование 140 млн.руб.; "Неотложные меры по борьбе с
туберкулезом" 147,7 млн. руб. "Межведомственная программа по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции 22,6 млн. руб., при том, что с 1997 по 1998 г.
численность ВИЧ инфицированных возросла в 2 раза. По данным Контрольно-счётной
палаты об исполнении бюджета г. Москвы по программам здравоохранения за 1998 г.
следует: По состоянию на 31 августа 98 г. работы по освоению капитальных
вложений с начала года составили 2,46 млн. руб. или 5,5% от выделенного
объема за год, при фактическом финансировании 410 тыс. руб. По ряду объектов
из-за недостаточного финансирования срок строительства превышен: по
госпитальному корпусу для солдат срочной службы на 47 месяцев;
по лечебно-диагностическому корпусу городской клинической больницы №55 на 98
месяцев; по лабораторно-аптечному корпусу ГКБ№ 50 на 78 месяцев.
Решение о консервации этих и других объектов не принято. В
августе 1999 г. стоимость месячного набора из основных 25 продуктов питания оценивалась
в 732,9 рублей, а в среднем по России в 587,26 рублей. При этом
отсутствие комплексного персонифицированного контроля за денежными доходами граждан
приводит к необходимости ежеквартального подтверждения прав на субсидии и дотации
гражданам приводит к тому, что ежегодно требуется собирать десяток справок. Безусловно,
социальная помощь в Москве продумана намного лучше, чем в других городах России
и охватывает 58 категорий граждан. Но однако далеко не все из них знают,
на какую помощь города они могут претендовать. Чиновники Москвы отчитываются о
том, какие замечательные социальные программы приняты, но люди не знают об их
существовании и не знают, куда обращаться и чего требовать.
Некоторые мероприятия, пред усмот
ренные бюджетом на 1999 год | Затраты
на одного человека | План финан сирова
ния | Коли чество человек (курсив
-оценка) | Бесплатная выдача
санаторно-курорт ных путевок инвалидам и участникам ВОВ |
4 500 руб. | бюджет 132 750 тыс. руб. Фонд
соц. страх 63 000 тыс. руб | 44 тыс. чел
| Выплата компенсаций за неисполь
зованные путевки отдельным категориям граждан |
560 | 39 740 тыс. руб |
71 тыс. чел | Обеспечение
продук товыми наборами малоимущх граждан | 130
руб . | 11 030 тыс. руб. |
85 тыс. чел | Бесплатная выдача
товаров для малоимущих: - товаров (холо дильники, стираль ные машины
и т.п.)
- одежда, обувь и т.п.
|
580 руб. 226 руб. |
2 900 тыс. руб. 4 520 тыс. руб. |
5 тыс. чел 20 тыс. чел. |
Оказание льготных бытовых услуг прачечные, хим. чистки, ремонт бытовой аппаратуры |
218 руб. | 4 360 тыс.
руб. | 20 тыс. чел. |
Поскольку люди не знают, что им должна власть, в 98 г. за счёт средств, предусмотренных на санаторно-курортные путевки, были профинансированы
доплаты к пенсиям до уровня 450 руб. Альтернативы: - При сохранении
всех дотаций, выплат и субсидий будут сохранены, от доплат за услуги Московской
телефонной сети, до субсидий на приобретение жилья. - Значительно повысить
доплаты, субсидии и дотации из расчета минимальной корзины из 25 основных
продуктов 750 руб. - Ввести ясный критерий адресности получения дотаций
меньше 5 минимальных. прожиточных уровней на члена семьи, т.е. в 99 г. меньше
7 250 руб. на члена семьи; в 2000 г меньше 9 600 руб. (меньше 330 долл. на члена
семьи).
Наиме нование
выплат | Наш
план на одного чело века, руб |
Факт на чел. в 99 г., руб. |
Разн ица в руб. |
Отно шение в % наш план к факту |
Ежеме сячные пособия на детей одному из родителей; усыновителю |
375 | 58,4 |
317 | 642% |
|
| |
| |
Ежеме сячные доплаты к пособию на детей: |
| |
| |
одиноким матерям (федеральная часть остается без изменений) |
116,9 | 116,9 |
- | 100% |
одиноким матерям (Московская доплата
на одного ребёнка) | 400
| 65 |
335 | 615% |
|
| |
| |
Ежемесячные доплаты многодетным семьям с 3-мя и более детьми до 16 лет |
400 | 65 |
335 | 615% |
нормы |
| |
| |
дотации остро нуждающимся студентам вузов
|
300 | 50 |
250 | 600% |
|
| |
| |
Доплаты до соци альной нормы нерабо тающим пенсио нерам и занятым в соц. сфере,
оплачив. из бюджета | 770
| 575 |
195 | 234%
к сумме доплат | - Осуществлять ежеквартальную
индексацию доплат в соответствии с индексом инфляции и корректировку адресности
в зависимости от изменения прожиточного уровня. - Обеспечить доплаты к пенсиям
до уровня 770 руб. не только предусмотренным категориям пенсионерам неработающим
и пенсионерам, работающим в области образовании и медицине, финансируемым из бюджета,
при сохранении доплат в случае занятости пенсионеров на общественных работах (дежурные
в подъездах, дворники, социальные работники). - Ввести персонифицированный
заявительный учёт доходов семей, действующий пока только при доплате пенсионерам. -
Регулярно информировать потенциальных получателей дотаций и социальных работников
о правах на социальную поддержку. (1)
Напомним, что Москва, в соответствии с политическими интересами ОВР, раздала по
регионам, с малой надеждой на хотя бы беспроцентный возврат, свыше 300 млн. руб.
(Для возврата нажмите на номер примечания) (2)
Через 17 дней 2 ноября 1999 г. Мэр, взамен названного распоряжения, публикует
измененный текст, где те же деньги обозначены как "за счёт и в пределах средств,
предусмотренных Комитету социальной защиты населения в бюджетных показателях Москвы
на 1999 год" (Для возврата нажмите на номер примечания) (3)
"коренные москвичи", проживающие в коммунальных квартирах не менее 10 лет;
инвалиды I и II группы; тяжелобольные граждане; дети-инвалиды; ветераны
ВОВ. (Для возврата нажмите на номер примечания) |