ВведениеСколько
бы региональные власти России ни настаивали на своей автономности, в действительности
Москва была и остается ориентиром, с которым они вынуждены соотносить собственный
опыт. Продвигая идею "Отечества", Ю.М.Лужков неизбежно настаивает на том, что
успешность функционирования московской власти, а отнюдь не удачное стечение обстоятельств
предопределяет лидирующее положение Москвы. Неоднократно озвучивалось утверждение:
работайте, как москвичи, и все у вас будет хорошо. Именно поэтому осмысление тенденций,
проявившихся в Москве в 90-е годы, и в особенности после 1996 г., перерастает
сегодня рамки собственно московской проблематики, приобретая федеральное значение. Усилиями
московских СМИ ситуация, при которой Москва оказывается в состоянии вносить в
федеральный бюджет до 40% бюджетных доходов, целиком отнесена на счёт деятельности
московского правительства. Это, по меньшей мере, сильное преувеличение. Благодаря
концентрации в Москве как столице РФ ядра банковской системы страны, благодаря
сосредоточению в Москве наиболее крупных корпоративных налогоплательщиков, Москва
без существенных потерь преодолела кризисные 1991-1993 гг. и на фоне других городов
страны выглядит благополучно. Тем не менее финансовые ресурсы, находящиеся в руках
городской администрации, расходуются отнюдь не самым эффективным образом, а реальный
уровень жизни москвичей существенно ниже потенциальных возможностей столицы. Достаточно
отметить, что по данным, содержащимся в московской "Комплексной программе мер
социальной защиты населения", пособия деньгами и натурой получают 4 400 000 человек.
По официальным данным разумеется, весьма неполным 48,3% работающих москвичей
получают до 2000 руб. в месяц. Хотя доплата пенсионерам до 500 руб. в месяц ложится
тяжким бременем на городской бюджет, эта мера, учитывая дороговизну потребительской
корзины в Москве, мягко говоря, недостаточна. По данным Московской трёхсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, стоимость "корзины" на
лето 1999 г. составила 2385 руб. Принимая во внимание несомненный разрыв
между потенциалом и действительным положением дел, невозможно не прийти к выводу
о том, что нынешняя городская административная система не только в принципе
не может служить образцом для России, но и является главным тормозом развития
Москвы. Для того, чтобы это утверждение не казалось голословным, необходимо
рассмотреть положение в Москве по всем основным проблемным блокам, группируя их
крупнее, чем это делается в городской отчётности. Для упрощения восприятия доклада
мы размещаем соображения по альтернативным подходам к тем же проблемам сразу после
оценочных разделов. |