Москва: тенденции 90-х и альтернативные пути развития
Доклад экспертной группы "Московской Альтернативы"

Введение

Сколько бы региональные власти России ни настаивали на своей автономности, в действительности Москва была и остается ориентиром, с которым они вынуждены соотносить собственный опыт. Продвигая идею "Отечества", Ю.М.Лужков неизбежно настаивает на том, что успешность функционирования московской власти, а отнюдь не удачное стечение обстоятельств предопределяет лидирующее положение Москвы. Неоднократно озвучивалось утверждение: работайте, как москвичи, и все у вас будет хорошо. Именно поэтому осмысление тенденций, проявившихся в Москве в 90-е годы, и в особенности — после 1996 г., перерастает сегодня рамки собственно московской проблематики, приобретая федеральное значение.

Усилиями московских СМИ ситуация, при которой Москва оказывается в состоянии вносить в федеральный бюджет до 40% бюджетных доходов, целиком отнесена на счёт деятельности московского правительства. Это, по меньшей мере, — сильное преувеличение. Благодаря концентрации в Москве как столице РФ ядра банковской системы страны, благодаря сосредоточению в Москве наиболее крупных корпоративных налогоплательщиков, Москва без существенных потерь преодолела кризисные 1991-1993 гг. и на фоне других городов страны выглядит благополучно. Тем не менее финансовые ресурсы, находящиеся в руках городской администрации, расходуются отнюдь не самым эффективным образом, а реальный уровень жизни москвичей существенно ниже потенциальных возможностей столицы.

Достаточно отметить, что по данным, содержащимся в московской "Комплексной программе мер социальной защиты населения", пособия деньгами и натурой получают 4 400 000 человек. По официальным данным — разумеется, весьма неполным — 48,3% работающих москвичей получают до 2000 руб. в месяц. Хотя доплата пенсионерам до 500 руб. в месяц ложится тяжким бременем на городской бюджет, эта мера, учитывая дороговизну потребительской корзины в Москве, мягко говоря, недостаточна. По данным Московской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, стоимость "корзины" на лето 1999 г. составила 2385 руб.

Принимая во внимание несомненный разрыв между потенциалом и действительным положением дел, невозможно не прийти к выводу о том, что нынешняя городская административная система не только в принципе не может служить образцом для России, но и является главным тормозом развития Москвы.

Для того, чтобы это утверждение не казалось голословным, необходимо рассмотреть положение в Москве по всем основным проблемным блокам, группируя их крупнее, чем это делается в городской отчётности. Для упрощения восприятия доклада мы размещаем соображения по альтернативным подходам к тем же проблемам сразу после оценочных разделов.


Оглавление доклада

§ Введение

§ 1. Статус Москвы и московской административной системы

§ 2. Стратегия развития города

§ 3. Структура и стиль городского управления

§ 4. Экономическая политика городских властей

§ 5. Инвестиционная деятельность московского правительства

§ 6. Бюджетная и финансовая политика

§ 7. Жилищная политика

§ 8. Экологическая политика и профилактика здоровья

§ 9. Социальная политика

§ 10. Политика в области здравоохранения

§ 11. Политика в области образования и культуры

§ 12. Стратегия развития и политика на рынке труда

§ 13. Потенциал общественного самоуправления

§ 14. Кадровая политика и управление в системе городской власти

§ 15. Открытость московской власти



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее